В недавнем исследовании преподаватель одного из американских университетов поделился практикой, применяемой им на лекциях для борьбы с утомлением и повышения внимания слушателей. Эта методика может показаться россиянам привычной.

Сосредоточиться на задании в течение 80 минут без отвлекающих мыслей и потери внимания крайне сложно. Однако небольшая пауза с подвижностью может помочь сосредоточиться на лекции и повысить продуктивность. Такой вывод я сделал из личного опыта. рассказалВ пресс-релизе профессор психологии из Университета штата Огайо Скотт М. Хейс… Scott M. Hayes).
Кто прожил советский период, вероятно, вспомнит физкультминутки в школах и производственную гимнастикуНа предприятиях СССР вводили физкультпаузы для повышения производительности труда, снятия усталости и профилактики проблем со здоровьем у учеников и работников. Такие паузы длились от двух-трех до пяти-десяти минут и включали простые упражнения: наклоны головы, повороты корпуса и ходьбу на месте.
Хейс утверждает, что его вдохновило исследование коллег, где рассказывалось о положительном опыте применения физкультурных пауз во время видеолекции.
Профессор решил проверить этот метод на очных занятиях в течение всего семестра.
Слушатели четырех курсов психологии Хейса, всего 223 студента, стали участниками эксперимента. В ходе каждой 80-минутной лекции, где было от 20 до 93 слушателей, делали одну или две пятиминутные паузы для физической культуры.
Перед экспериментом Хейс разделил студентов на маленькие группы и попросил каждую группу разработать пятиминутный комплекс упражнений для проведения физкультурных минуток. В качестве инструкторов выступали сами студенты. студентыПрофессор сознательно увлекал слушателей лекций, чтобы им внушить идею и вызвать к процессу более глубокий интерес.
Преподаватель признался, что сначала физкультминутки проходили немного неловко, но затем студенты привыкли и вошли во вкус. В комплексы упражнений вошли прыжки, жимы с рюкзаком и растяжки. Хейс предварительно оценил их на выполнимость и безопасность. Одна группа студентов проявила творческий подход и составила комплекс, имитирующий сбор яблок в саду. Во время упражнений нужно было тянуться вверх и нагибаться, словно срывая плоды с дерева и опуская их в корзину.
В анонимном опросе о курсе, проведённом в конце семестра, студенты положительно оценили физкультурные паузы, считая, что те повышали внимание и мотивацию, делая лекции интереснее. Студенты также выразили желание видеть больше занятий с физкультминутками.
В работе, опубликованной в журнале Frontiers in Sports and Active LivingХейс не изучал влияние методики на успеваемость студентов из-за необходимости сравнения различных групп слушателей, имеющих разных преподавателей и разные сроки занятий.
Результаты эксперимента подтвердили положительное влияние перерывов на физкультуру, методику можно применять на очных лекциях в университетах.
Дополнительная физическая активность полезно для здоровья студентов, много времени проводящих в сидячем положении. говорят.