Актерская игра меняет активность мозга и подавляет самосознание

Нейрофизиологи провели первичное исследование мозговой активности профессиональных актеров в процессе репетиций. Результаты показали, что освоение новых ролей требует от них подавления самосознания до такой степени, что префронтальная кора перестает реагировать на упоминание собственного имени. Также ученые зафиксировали синхронизацию паттернов мозговой активности у актеров, совместно репетирующих одну и ту же сцену.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) установили, что профессиональные актеры ограничивают свое самовосприятие, воплощая незнакомые им образы. Это открытие свидетельствует о значительном воздействии театрального обучения на основные процессы, происходящие в мозге. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Cognitive Neuroscience.

Используя портативные технологии визуализации мозга, созданные в Калифорнийском университете (США), авторы впервые зафиксировали мозговую активность актеров в процессе репетиции. В ходе исследования было задействовано шесть профессиональных актеров, которые исполняли сцены из пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Во время репетиций было установлено, что при прослушивании своего имени префронтальная кора левого полушария головного мозга актеров не демонстрировала никакой активности. Эта область мозга, как известно, играет важную роль в формировании самосознания и самоощущения. Обычно звучание собственного имени вызывает сильную социальную реакцию, побуждающую человека поворачивать голову в сторону источника звука. Однако, судя по всему, артисты способны подавлять эту реакцию на нейронном уровне.

У всех участников эксперимента, проходившего в течение недели, наблюдался аналогичный результат. В обычных ситуациях актеры демонстрировали нормальную реакцию на собственное имя, как в поведении, так и в активности префронтальной коры. Исследователи надеются, что данная работа прояснит механизм воздействия театральной деятельности на работу мозга.

В качестве следующей задачи было проведено исследование взаимодействия между артистами, совместно репетирующими одну и ту же сцену. Исследователи фиксировали их сердечный ритм, дыхание и активность мозга.

В результате исследования ученые выявили схожие паттерны мозговой активности в правой нижней лобной извилине и правой фронтополярной коре у двух актеров, совместно работавших над репетицией. Эти зоны мозга отвечают за социальное взаимодействие и планирование действий. Полученные результаты были специфичными для мозговой деятельности и не проявились в показателях сердцебиения или дыхания.