Специалисты Европейского центра синхротронного излучения в Гренобле (Франция) проводят исследование скрипки, принадлежавшей итальянскому виртуозу и композитору Никколо Паганини. Инструмент, названный музыкантом Il Cannone («пушка»), получил такое прозвище из-за своего насыщенного и мощного звучания.
В 1743 году скрипичный мастер Джузеппе Бартоломео Гварнери дель Джезу создал легендарный инструмент, чья стоимость оценивается в миллионы. По сведениям, в 1802 году скрипка была подарена Паганини, и со временем она стала его любимым инструментом. До конца жизни маэстро играл на ней, а после смерти завещал её своему родному городу Генуе.
Скрипка «Пушка», являющаяся предметом национальной гордости, уже почти два века находится в музее Паганини, расположенном в палаццо Дориа-Турси. Этот ценный инструмент редко покидает музей, и только под строгой охраной — для участия в специализированных выставках или чтобы на нём исполнили произведения победители Международного конкурса скрипачей имени Паганини, проходящего в Генуе.
С помощью установки, расположенной в лаборатории Европейского центра синхротронного излучения – самой мощной в Европе – эксперты планируют оценить состояние скрипки. Рентгеновская микротомография обеспечит детальный анализ вплоть до клеточной структуры древесины и позволит выявить повреждения, которые возможны, учитывая почти 300-летний возраст инструмента.
Обследование также может помочь раскрыть секреты уникального звучания «Пушки». Ученые также намереваются разработать трехмерную модель скрипки, воспроизводящую все ее незначительные детали. Ожидается, что для анализа полученных изображений потребуется несколько месяцев.
По словам Поля Таффоро, одного из экспертов Европейского центра синхротронного излучения, участвовавшего в проекте, работа над скрипкой Паганини была похожа на сон.
«Этот инструмент обладает выдающимися звуковыми характеристиками. Теперь, основываясь на полученных данных, мы надеемся разобраться в причинах этого», — заявил он в интервью AFP.
По словам кураторов проекта, транспортировка известной скрипки из Генуи в Гренобль стала непростой задачей с логистической точки зрения, поскольку ранее не было опыта перевозки музейных экспонатов. На время путешествия скрипка была застрахована на сумму 30 миллионов евро.
Исследователи заявили, что основным принципом при проведении реставрационных работ будет скрипкой будут крайняя осторожность и воздержанность.