Заражение COVID-19 повышает риск легочной тромбоэмболии в течение 30 дней в 33 раза

Заражение COVID-19 повышает риск легочной тромбоэмболии в течение 30 дней в 33 раза

Таков вывод нового исследования, проведенного в Швеции с участием более миллиона человек, у которых был положительный тест на SARS-CoV-2 (независимо от тяжести инфекции), направленного на количественную оценку риска тромбоза глубоких вен, легочной эмболии и геморрагических событий после заражения COVID-19. Похоже, что эти риски систематически увеличиваются, что поддерживает проведение профилактического лечения этих тромботических случаев и усиливает важность вакцинации.

COVID-19 может вызывать симптомы различной степени тяжести, причем в наиболее критических случаях обычно развивается острый респираторный дистресс-синдром. Это заболевание также вызывает сердечно-сосудистые осложнения. Существуют также доказательства того, что COVID-19 повышает риск венозной тромбоэмболии: в опубликованном прошлым летом мета-анализе, в котором участвовали в основном пациенты с тяжелой формой Covid, сообщалось, что частота венозной тромбоэмболии (венозный тромбоз или легочная эмболия) составляла около 13%.

Другое исследование, опубликованное в то же время, сравнивающее инфицированных пациентов с контрольной группой неинфицированных лиц, пришло к выводу, что общий риск венозной тромбоэмболии существенно не отличался между двумя когортами (за исключением подгруппы пациентов, госпитализированных в реанимацию). В ответ на эти противоречивые результаты шведские ученые из Университета Умео провели более масштабное общенациональное исследование, чтобы лучше оценить риски. В частности, они хотели количественно оценить риск различных тромботических нарушений и определить, как эти риски меняются со временем.

Повышенный риск до шести месяцев после заражения

В этом крупном исследовании исследователи рассмотрели случаи 1 057 174 человек, которые дали положительный результат на SARS-CoV-2 в период с 1 февраля 2020 г. по 25 мая 2021 г. в Швеции, сопоставленных по возрасту, полу и округу проживания с 4 076 342 контрольными участниками, которые были не заражен. Данные взяты из отчетов Шведского национального агентства общественного здравоохранения и Шведского национального совета здравоохранения и социального обеспечения.

Во-первых, оказалось, что по сравнению с контрольным периодом, коэффициенты заболеваемости значительно увеличились через 70 дней после заражения для тромбоза глубоких вен, через 110 дней для легочной эмболии и через 60 дней для кровотечения. Другими словами, похоже, что риск развития тромбоза или кровоизлияния реален даже через несколько месяцев после заражения COVID-19.

В первый месяц после заражения риск развития тромбоэмболии легочной артерии в 33 раза выше, чем у лиц, которые не были инфицированы; этот риск остается повышенным до шести месяцев после заражения! Аналогичным образом, риск развития тромбоза глубоких вен в течение месяца в пять раз выше, чем у людей, не инфицированных вирусом. Риск кровоизлияния (например, желудочно-кишечного или мозгового) был почти в два раза выше в течение 30 дней после заражения. Риски тромбоза и кровотечения остаются высокими в течение двух и трех месяцев после заражения соответственно.

Заражение COVID-19 повышает риск легочной тромбоэмболии в течение 30 дней в 33 раза
Относительные риски тромбоза глубоких вен, легочной эмболии и кровотечения в течение 30 дней после заражения в когортном исследовании с поправкой на несколько потенциальных ограничителей в зависимости от тяжести заболевания. © I. Катсуларис и др.

Это исследование дает возможность пересмотреть риск тромбоза, связанный с вакцинацией против COVID-19, в частности с вакцинами Vaxzevria (AstraZeneca) и Janssen: согласно ANSM, несколько редких случаев атипичного тромбоза наблюдались в 4 28 дней после вакцинации. Но это шведское исследование показывает, что осложнения, связанные с COVID-19, являются более серьезными и длительными, чем то, что можно было наблюдать после кампаний вакцинации.

Повышенные риски для всех инфицированных людей

Исследователи отметили, что риск тромбоэмболии варьировался в зависимости от тяжести инфекции и волны пандемии: «Коэффициенты соотношения были самыми высокими у пациентов с критическим COVID-19 и самыми высокими в первую волну пандемии в Швеции, по сравнению со второй и третьей волнами«, — говорится в их статье.

Тем не менее, данные показывают, что даже у людей с легкой формой COVID-19 риск развития тромбоза глубоких вен был увеличен в три раза, а риск легочной эмболии — в семь раз, по сравнению с контрольной группой. Однако у них не было повышенного риска кровотечения.

Легочная эмболия, потенциально смертельная, возникает, когда сгусток крови оседает в легких и блокирует легочную артерию или одну из ее ветвей. Поврежденная часть легкого больше не может снабжать организм кислородом (это называется гипоксемией). К счастью, с помощью антикоагулянтов можно вылечить или предотвратить образование тромба. Более того, исследователи заметили, что среди людей, которые уже принимали антикоагулянты до пандемии, риск развития легочной эмболии после инфекции был на 70% ниже, что говорит о защитном эффекте. С другой стороны, это лечение не оказало никакого влияния на риск тромбоза и было связано с повышенным риском кровотечения.

Хотя большинство правительств уже сняли ограничения, люди должны найти способы «жить с» COVID-19 так же, как люди уже живут с несколькими сезонными вирусами. Поэтому всем необходимо проявлять бдительность: в случае внезапной и продолжительной одышки, даже через несколько месяцев после заражения (и даже в случае легкой инфекции), специалисты рекомендуют быстро обратиться к врачу.


Источник