В РХТУ им. Д.И. Менделеев прошла Всероссийская мастерская по научной коммуникации для молодых ученых
С 29 по 31 октября в рамках Года науки и технологий
Мастерская «Rethink» была инициирована для того, чтобы молодые ученые по-другому взглянули на связь науки и общества и предложили пути решения актуальных проблем, ставящих барьеры между людьми, которые непосредственно заняты в науке и теми, кто знает о научных достижениях только понаслышке. На протяжении всей Мастерской участники сконцентрировались на пяти предложенных организаторами темах: технологическое предпринимательство, ученые и граждане, научные коллаборации, популяризация науки и устойчивое развитие в науке.
К Мастерской присоединилось более 70 молодых ученых из разных регионов России, которые смогли поучаствовать в дискуссиях о современном состоянии науки вместе с ведущими учеными, предпринимателями и журналистами. Также онлайн-формат помог объединить ученых из разных городов и университетов для совместной групповой работы над проектами в рамках Смыслотона.
На открытии Мастерской с приветственными словами выступили и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева Илья Воротынцев и руководитель отдела по работе с молодыми учеными Министерства науки и высшего образования России Павел Першин. Спикеры отметили, что важно выстраивать горизонтальные связи в науке, развивать навыки коммуникации для эффективного роста новых научных коллабораций, повышения престижа профессии ученого в обществе.
В ходе дискуссионной программы Мастерской участники обсудили проблемы современной науки и коммуникации с ведущими экспертами отрасли, более 20 ученых, журналистов и предпринимателей выступили в ходе мероприятия.
В
На
Много выступлений было посвящено проблемы популяризации научного знания. О том, как сделать популяризацию науки эффективной и в чем ученые могут найти пользу рассказала Наталья Смелкова, основатель сети развивающих фестивалей Rukami, экс-директор центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ в АО «РВК». Научный журналист Екатерина Мищенко сконцентрировала свое выступление на том, как строится популяризация науки в печатных СМИ, она обсудила с участниками новую моделб функционирования агрегатора научно-технологических пресс-релизов, который позволит улучшить процесс трансфера научного знания от ученых до СМИ. О том, как строится работа по популяризации науки в рамках Года науки и технологий рассказал участникам Глеб Федоров, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты». Он подчеркнул, что по предварительным результатам, Года науки и технологий, можно уже считать самым узнаваемым тематическим годом. По его словам, во многом этого удалось добиться за счет создания вирусного контента, который находит отклик у разных аудиторий.
В
Еще одним гостем заключительного дня работы Мастерской стала Анна Елашкина, руководитель Школы предпринимательства ТехноСпарка. Она рассказала о своем опыте работы в ТехноСпарке и использовании игровых методик для интеграции новых людей в стартапы. Анна представляла трек «Технологическое предпринимательство», который был поддержан Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО». Записи выступлений спикеров доступны на
В течении всех трех дней на Мастерской был использован уникальный формат групповой работы — Смыслотон. В рамках него участники вместе с художниками создали пять самобытных анимированных роликов, раскрывающих пять треков Мастерской. Для того, чтобы каждый желающий мог посмотреть работы участников, ролики выложены в открытый доступ на сайте Мастерской в разделе «Смыслотон».
В завершающий день интенсива был проведен «Научный клуб» — онлайн-мероприятие, в ходе которого участники делились результатами проделанной работы и представляли готовый проект другим группам.
В
«Основная идея Мастерской — это развитие горизонтальных и междисциплинарных связей в сообществе молодых ученых. Это важная задача, потому что в большей степени ученые находятся в коммуникационной среде только своего профессионального знания, где сквозная горизонтальная коммуникация не происходит как раз из-за барьеров непонимания. За пределами своей лаборатории ученые перестает понимать, что происходит у коллег в других лабораториях, – комментирует Георгий Шахгильдян, начальник отдела научной коммуникации РХТУ и идеолог создания Мастерской. «Нам удалось собрать молодых ученых из самых разных областей – от химии и новых материалов, до истории, от физики элементарных частиц, до медицины. Несмотря на разный профессиональный опыт они объединились в настоящие команды, придумали и создали интеллектуальный продут – анимированные ролики, которые описывают тематические области, важные для всех ученых, вне зависимости от специализации. Мы верим, что этот проект будет расширяться, наш формат легко масштабировать на другие университеты, чтобы горизонтальные связи в среде молодых ученых активно развивались».
Организатором Мастерской выступил РХТУ им. Д.И. Менделеева при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Генеральный партнер мероприятия — Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО».
Партнерами мероприятия стали Министерство науки и высшего образования РФ, Год науки и технологий, Ассоциация Science Slam Россия, «Лидеры России» – трек Наука. Информационные партнеры: интернет-порталы «Научная Россия», «InScience», Indicator, сетевое издание Naked Science, интернет-журнал Новая Наука, экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».