
Мы разделяем 98% генов с шимпанзе — одним из самых умных видов животных, которые своими действиями постоянно удивляют нас своим сходством с нашими собственными. Эти приматы лечат раны и раны своих сородичей с помощью насекомых! Это первый зарегистрированный случай самолечения у животных, в котором наблюдается местное применение. Открытие служит еще одним свидетельством бескорыстного помогающего поведения. Давайте рассмотрим эти удивительные выводы.
Более двадцати лет известно о возможностях самолечения у животных и насекомых, например, пчелы помещают в улей смолу с противомикробными свойствами. Самолечение – процесс, при котором организм подавляет или предотвращает вредное воздействие паразитизма и других причин болезни с помощью поведенческих средств.
В прошлом самолечение чаще всего осуществлялось с помощью употребления внутрь частей растений или непитательных веществ для борьбы и контроля кишечных паразитов. Исследования приматолога Сабрин Криф показали, что шимпанзе употребляют около десяти различных растений, которые способны ограничивать размножение Plasmodium — паразита, вызывающего малярию.
Недвусмысленное, сопереживающее поведение
Приматолог Тобиас Дешнер и когнитивный биолог Симона Пика из Университета Оснабрюка полагают, что данное наблюдение свидетельствует о том, что шимпанзе, подобно людям, способны к просоциальному поведению, основанному на сопереживании.
В период с момента события до февраля 2021 года команда фиксировала много аналогичных ситуаций, контекст которых был ясен. Открытые раны делали применение насекомых хорошо заметным. В общей сложности исследователи наблюдали за поведением 22 шимпанзе. В 19 случаях шимпанзе ловили мелких насекомых, сжимали их между губами и затем растирали их на собственных ранах губами или пальцами, прежде чем удалить.
В трех случаях шимпанзе приносил насекомых к ранам товарища, допуская это без возражений. Раны, иные достигали нескольких сантиметров в ширину, могли возникнуть из-за конфликтов между членами группы или с соседними группами.
В течение семи лет учёные следят за шимпанзе в национальном парке Лоанго, но такого поведения ещё не фиксировали. Нам довелось увидеть нечто поразительное. «, — говорится в С. Пика.

Выводы поощряют дебаты о наличии у нечеловеческих видов просоциального поведения и определении эмпатии. Эмпатия подразумевает заботу о чувствах других людей и стремление улучшить их состояние. Такое поведение может быть частью просоциальных действий, направленных на благо других без личной выгоды для совершающего эти действия. К примеру, крысы в контролируемых условиях предпочитали освободить сородича, а не получать пищу.
Просоциальное поведение представляет серьёзную проблему для эволюционной теории. Как объяснить присутствие и сохранение поведения, которое может быть затратным для индивида, производящего его, в контексте естественного отбора?
Для разрешения этого спора долгое время изучались шимпанзе, которые участвуют в различных видах совместной деятельности, таких как наблюдение и защита территории, а также совместная охота.
Новые данные могут расширить обсуждение о доброжелательном поведении и побудить дальнейшие исследования помощи пострадавшим. Это особенно интересно, поскольку многие сомневаются в умении нечеловеческих животных быть просоциальными. В данном случае имеется прекрасный пример вида, где отдельные особи заботятся друг о друге. «, — говорит Пика.
Изучение самолечения у приматов может обнаружить лечебные свойства некоторых растений, о которых мы не подозревали.
Исследователи стремятся выяснить, какие насекомые применяют шимпанзе и каковы целебные качества этих существ. Скорее всего, это летательное насекомое, учитывая стремительные движения шимпанзе при его ловле. Авторы полагают, что у него либо успокаивающие или противовоспалительные свойства, снимающие боль, либо утешительный эффект (аналог волшебного поцелуя для детей), являющийся частью местной культуры шимпанзе.
Для определения эффективности лечения, способствующего заживлению ран, требуется проведение систематических исследований, направленных на выявление применяемых видов насекомых.
Важно изучить социальные аспекты поведения и процессы социального обучения, позволяющие передавать знания в группе.