Посадка первой в истории коммерческой миссии на Луну провалилась

Посадка первой в истории коммерческой миссии на Луну провалилась

Спускаемый аппарат Hakuto R M1 японской компании ispace не смог успешно достичь лунной поверхности, что стало первой в истории коммерческой космической миссией к нашему спутнику. Он должен был приземлиться за пределами кратера Атлас в районе Море Холода, расположенном в Северном полушарии Луны. Японская компания заявляет, что предполагает, что лендер разбился на поверхности, хотя будет продолжать попытки установить с ним контакт.

Сбой, вероятно, произошел примерно в 80 метрах от лунной поверхности, когда посадочный аппарат двигался со скоростью чуть более 30 км/ч. Именно такие значения были зафиксированы компанией незадолго до потери телеметрии космического аппарата.

Оперативная миссия Hakuto-R M1 составляла 12 дней, так как не ожидалось, что он переживет лунную ночь. За это время спускаемый аппарат должен был выпустить ровер под названием «Рашид», разработанный Объединенными Арабскими Эмиратами. Без обеспечения контакта с посадочным аппаратом ни одна полезная нагрузка, включая ровер «Рашид», не сможет начать работу.

Спуск к лунному грунту, который длился около часа, начался с круговой орбиты высотой 100 км. Манёвр был выполнен полностью автономно бортовым компьютером аппарата, без поддержки системы распознавания поверхности и связи с центром миссии на Земле.

Фазы спуска

Посадка посадочного модуля на Луну была разделена японской компанией на 6 этапов. Первый — кратковременный запуск двигателей, который переводит лунный корабль с орбиты 100 км на орбиту с перилунием 25 км за время около 50 минут. Земля включила свою главную двигательную установку, состоящую из двигателя с тягой 400 Н и шести движителей с тягой 200 Н.

В этот момент посадочный аппарат снова включил свою основную систему, все больше и больше снижая горизонтальную скорость до примерно 380 км/ч. В этот момент Hakuto R M1 находился вертикально к поверхности на высоте 2 км.

Последние километры спуска обеспечивались только двигателями мощностью 200 Н, расположенными по кругу вокруг центрального двигателя. Это было сделано для того, чтобы избежать слишком большой тяги и «отскакивания» от поверхности. Именно во время этого последнего маневра спускаемого аппарата произошла неустановленная аномалия, которая привела к потере контакта.

Сегодняшняя миссия, хотя и закончилась неудачей, положила начало программе транспортировки грузов на Луну, известной как «Хакуто». В будущем Ispace планирует отправить вторую миссию M2 в 2024 году, которая будет служить компании в качестве второго демонстратора технологий. Цель состоит в том, чтобы окончательно подтвердить характеристики, которые уже были отмечены лунным лендером в ходе миссии 1. M2 и затем M3 в 2025 году будут нести несколько приборов, изготовленных различными организациями и компаниями, о которых мы более подробно рассказывали здесь. Пока неясно, приведет ли сегодняшняя неудача к задержкам в реализации этих планов.

Помимо программы Хакуто Ispace активно работает над новым, более крупным лендером, который строит одно из подразделений компании в США — Draper. Этот выбор продиктован желанием иметь возможность побороться еще и за программу NASA CLPS. Именно для этих миссий NASA две компании уже получили первый заказ на посадочный модуль, который должен быть доставлен к 2025 году. Однако Ispace должна начать предлагать посадочный модуль нового поколения в своей программе Hakuto-R, начиная с 2024 года.

Новый лунный лендер iSpace Series 2 имеет высоту 2,7 метра и ширину 4,2 метра. Таким образом, это довольно большой аппарат для лунных миссий, пригодный для перевозки грузов как на лунной орбите, так и на поверхности. Доступная полезная нагрузка составляет 2000 кг на орбите и снижается до 500 кг на поверхности.


Источник