Открытие нового странного металла, обладающего квантовыми свойствами черных дыр

Открытие нового странного металла, обладающего квантовыми свойствами черных дыр Для большинства распространенных металлов, таких как медь или серебро, удельное электрическое сопротивление линейно увеличивается с температурой. Но некоторые особые металлы, в частности высокотемпературные сверхпроводники, ведут себя иначе. Эти «странные металлы» интриговали ученых на протяжении многих лет. Поскольку они имеют общие фундаментальные квантовые характеристики с черными дырами, эти металлы могут улучшить наше понимание квантового мира. Новое исследование может дать лучшее понимание того, как они работают.

Поведение странных металлов было обнаружено около 30 лет назад в классе материалов, называемых купратами — материалами на основе оксида меди, известными как высокотемпературные сверхпроводники. Поскольку это явление еще не до конца изучено, их относят к так называемым нетрадиционным сверхпроводникам. И не зря: даже выше критической температуры сверхпроводимости купраты ведут себя нетипично по сравнению с другими металлами.

В стандартном металле при повышении температуры плотность электронов проводимости остается постоянной, но тепловое возбуждение увеличивает частоту столкновений с атомной структурой металла, что приводит к их рассеиванию. В результате удельное сопротивление металла увеличивается с ростом температуры. Но она увеличивается только до определенного момента, а затем становится постоянной при высоких температурах — как и предсказывает теория жидкости Ферми, которая устанавливает максимальную скорость, с которой может происходить рассеяние электронов. В случае купратов удельное сопротивление увеличивается строго линейно с температурой. Теперь исследователи открыли новую грань этих странных металлов.

В 1952 году нобелевский лауреат Леон Купер — ныне заслуженный профессор физики в Университете Брауна — обнаружил, что в стандартных сверхпроводниках электроны объединяются в пары Купера, которые могут «скользить» по атомной решетке без какого-либо сопротивления. Пара Купера относится к электронам, связанным вместе при низких температурах; электроны являются фермионами (они имеют спин 1/2), но пары Купера являются бозонами (с целым спином) и поэтому ведут себя совершенно по-разному.

«В отличие от отдельных фермионов, бозонам разрешено разделять одно и то же квантовое состояние, что означает, что они могут двигаться коллективно, как молекулы воды в волнах«, — объясняет Джим Валлес, профессор физики в Брауне и соавтор исследования, в своем заявлении. В предыдущих исследованиях он и его коллеги показали, что парные бозоны Купера могут проявлять металлическое поведение, что означает, что они могут проводить электричество с некоторым сопротивлением — то, что, согласно квантовой теории, невозможно.

Поэтому Валлес и его коллеги попытались определить, являются ли парные бозоны Купера также странными металлами. Для этого они использовали купрат иттрий-барий-медный оксид (YBa2Cu3O7), который имеет крошечные отверстия, вызывающие образование пар Купера. Они нагревали и затем охлаждали этот материал чуть выше его сверхпроводящей температуры, чтобы наблюдать за изменениями в его проводимости.

Результат: как и странные фермионные металлы, материал показал линейное сопротивление как функцию температуры и магнитного поля в широком диапазоне температур и магнитных полей. Это первый случай, когда подобное поведение наблюдалось в бозонической системе. «Расширяя рамки феноменологии странных металлов на бозоновую систему, наши результаты позволяют предположить, что существует фундаментальный принцип, управляющий их переносом, который выходит за рамки статистики частиц«, — отмечают авторы исследования.

Открытие нового странного металла, обладающего квантовыми свойствами черных дыр
Из купрата, усеянного крошечными отверстиями, исследователи впервые наблюдали поведение «странного металла» в бозонной системе. © Университет Брауна

Как объяснялось выше, похоже, что странные металлы не следуют жидкостной теории Ферми, но ученые пока не смогли объяснить, как они работают. Однако связь между их удельным сопротивлением и температурой, по-видимому, связана с двумя фундаментальными константами: постоянной Больцмана, которая представляет собой энергию, выделяемую при случайном тепловом движении, и постоянной Планка, коэффициентом пропорциональности, связывающим энергию фотона с его частотой.

Таким образом, это новое открытие открывает новые возможности для изучения поведения странных металлов. «Если мы хотим смоделировать перенос зарядов в странных металлах, то эта модель должна применяться как к фермионам, так и к бозонам — несмотря на то, что эти типы частиц подчиняются принципиально разным правилам«, — резюмирует Валлес.

Теория странных металлов может дать фундаментальную информацию для понимания таких явлений, как высокотемпературная сверхпроводимость, которая затем может быть использована для разработки электросетей без потерь. А поскольку их поведение основано на фундаментальных константах Вселенной, оно может пролить свет на многие другие грани физического мира.


Источник