NASA представила серию эффектных фотографий, на которых запечатлен момент, когда экспериментальный сверхзвуковой самолет XB-1 успешно преодолел звуковой барьер без образования слышимого звукового удара на земле. Эти изображения были получены с помощью специальных фототехник в ходе испытательных полетов, которые проводятся в рамках партнерства NASA и Boom Supersonic, компании, занимающейся разработкой самого быстрого в мире пассажирского самолета Overture.
Разработка технологии сверхзвукового полета, не сопровождающегося характерным звуковым ударом
10 февраля 2025 года XB-1 успешно выполнил свой второй сверхзвуковой полет над пустыней Мохаве. Специалисты NASA, присутствовавшие на месте, применили специальную технологию фотосъемки, называемую шлирен-методом, для фиксации воздушных потоков, возникающих при прохождении самолетом звукового барьера.
Разработанная в 1860-х годах, эта методика позволяет наглядно отображать воздушные потоки вокруг объектов и представляет особую ценность при исследовании сверхзвуковых скоростей. Анализ полученных данных показал, что во время испытаний звуковой удар не достиг земной поверхности, что стало значительным прогрессом в создании бесшумных сверхзвуковых самолетов.
Обнаружение и анализ ударных волн, возникающих при сверхзвуковом полете
Компания Boom Supersonic разработала XB-1, который стал первым гражданским сверхзвуковым самолетом, созданным без государственной поддержки, и первым частным самолетом, преодолевшим звуковой барьер в январе 2025 года.
Чтобы задокументировать полеты XB-1 NASA, ведомство выделило специализированное оборудование, в том числе наземные телескопы с уникальными фильтрами. Они позволили зафиксировать ударные волны, возникающие вокруг самолета во время его разгона до сверхзвуковой скорости (1 Мах) и выше).
Главный летный испытатель Boom Supersonic Тристан Бранденбург провел сложную маневровку, позиционировав самолет в определенной точке, чтобы XB-1 оказался на фоне солнца. Благодаря этому удалось получить уникальные снимки, запечатлевшие момент прохождения звукового барьера.
Подтверждение достижения сверхзвуковой скорости в точке «Маха»
Предварительное моделирование атмосферных условий было проведено NASA и Boom во время испытательного полета, чтобы получить более глубокое понимание явления, называемого «отсечкой Маха». Это явление возникает, когда звуковой удар преломляется в атмосфере и не достигает поверхности земли.
Микрофоны и датчики звукового давления, установленные вдоль траектории полета XB-1, зафиксировали, что сверхзвуковые полеты могут проводиться без генерации слышимого звукового удара на поверхности земли. Полученные данные соответствуют исследованиям NASA, посвященным перспективам коммерческих сверхзвуковых перевозок.
От XB-1 к Overture: будущее сверхзвуковых путешествий
Boom заявила о намерении использовать результаты испытаний в процессе разработки своего сверхзвукового авиалайнера Overture. Новая модель, благодаря технологии Boomless Cruise, сможет развивать скорость до 1,3 Маха, не создавая шума, и сократит время перелета между побережьями США на 90 минут.
Overture позиционируется как самый скоростной и продуктивный авиалайнер в мире, разработанный с учетом скорости, безопасности и экологичности. Он будет функционировать на 100% экологичном авиационном топливе (SAF), а компания уже получила 130 заказов и предварительных заказов от авиаперевозчиков, включая American Airlines, United Airlines и Japan Airlines.
Завершение программы испытаний XB-1
Программа испытаний XB-1, впервые поднявшегося в воздух в марте 2024 года, была успешно завершена. Полученные в ходе испытаний данные будут использованы компанией Boom для совершенствования Overture, и самолет вернется в Денвер, штат Колорадо.
Компания также сообщила об окончании строительства нового суперзавода в Гринсборо, Северная Каролина, где ежегодно планируется выпуск до 66 самолетов.
Будущее сверхзвуковых перелетов
Успешное завершение испытаний XB-1 и подтверждение технологии Boomless Cruise знаменуют начало новой эры коммерческих сверхзвуковых перелетов, которые будут значительно тише по сравнению с предыдущими поколениями. Благодаря сочетанию скорости, эффективности и инновационных технологий, снижающих шум при полетах со сверхзвуковой скоростью, это стало возможным.
Партнерство между NASA и Boom Supersonic указывает на то, что развитие авиации может сочетать высокую скорость и экологическую безопасность, делая сверхзвуковые перелеты более доступными и удобными для пассажиров во всем мире.