Наконец-то мы узнали, откуда взялась Венера Виллендорфская

Наконец-то мы узнали, откуда взялась Венера Виллендорфская Венера Виллендорфская — один из самых важных примеров первобытного искусства в Европе, но откуда она взялась? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, исследовательская группа впервые использовала томографию высокого разрешения. По мнению этой команды, Венера была изваяна в Северной Италии. Эта работа проливает новый свет на удивительную мобильность ранних современных людей к югу и северу от Альп.

Откуда взялась Венера Виллендорфская?

Венера Виллендорфская (высота 11 см) — знаменитая статуэтка из известняка. В то время как другие фигуры Венеры обычно изготавливаются из слоновой кости или кости, эта сделана из оолитового известняка. На ней изображена обнаженная женщина, очень тучная, руки которой лежат на огромных грудях. Голова также покрыта свернутыми косами.

Обнаруженная в 1908 году в Виллендорфе, Нижняя Австрия, эта статуэтка была изготовлена 25 000 — 30 000 лет назад. Вероятно, в то время она считалась символом плодородия и остается одним из самых важных примеров первобытного искусства в Европе. Но откуда именно она взялась?

Выставленная в Музее естественной истории в Вене, статуэтка ранее рассматривалась только снаружи. Более чем через сто лет после ее открытия антрополог Герхард Вебер из Венского университета вместе с двумя геологами Александром Люкенедером и Матиасом Харцхаузером использовали современную технику для изучения ее внутренностей: компьютерную томографию.

Вскоре исследователи смогли исключить местное происхождение. Они обнаружили кусок раковины мидии, вложенный во внутреннюю часть Венеры. Мы знаем, что этот тип раковин был характерен для Юрского периода (датируемого 145 млн. лет назад), в то время как венские оолиты происходят из «миоцена» (не старше 23 млн. лет).

Наконец-то мы узнали, откуда взялась Венера Виллендорфская
Для создания Венеры использовался пористый оолит, что, вероятно, объясняет выбор этого материала, с которым скульптору гораздо легче работать.

Для этой работы исследователи также взяли, распилили и проанализировали под микроскопом сравнительные образцы из тридцати трех карьеров не только в Австрии, но и в радиусе 1800 км, от Франции до Украины на востоке и от Германии до Сицилии.

Точно так же, как криминалисты сравнивают отпечатки пальцев подозреваемых с отпечатками пальцев с места преступления, исследователи сравнили внутреннюю структуру камня статуэтки с другими образцами. «Был измерен размер зерен, несколько тысяч из них были автоматически или вручную отмечены программами обработки изображений, и структуры были сопоставлены«, — уточняет исследовательская группа. Согласно их анализам, ни один из образцов в радиусе двухсот километров не совпал.

В итоге эта работа показала, что образцы Венеры были статистически неотличимы от образцов, взятых в северной Италии, недалеко от озера Гарда. Эти результаты замечательны, поскольку означают, что Венера (или, по крайней мере, ее сырье) проделала путь от юга Альп до Дуная, расположенного к северу от Альп.

Исследователи считают, что статуэтка могла обойти знаменитый горный хребет через Паннонскую равнину в Вахау. ПВозможен был и переход через Альпы, по рекам Адидже, Инн и Дунай. Хотя протяженность этого маршрута составляет 730 километров, в основном он проходил на высоте менее тысячи метров над уровнем моря (за исключением короткого участка у озера Решен).


Источник