Китайские ученые разработали квантовую спутниковую наземную станцию, которая способна не только отправлять сверхзащищенные сообщения в любую точку мира, но и помещается в семейный автомобиль.
Мобильное устройство, разработанное Китайским университетом науки и технологий, весит около 80 кг. С добавлением 28-сантиметрового телескопа он может подключаться к квантовому спутнику Китайской академии наук, известному как Mozi, и получать ключи шифрования в виде запутанных легких частиц.
В отличие от традиционных методов шифрования, основанных на математике, квантовое шифрование защищено фундаментальным законом физики. Теоретически вся информация, зашифрованная с помощью алгоритмов шифрования, может быть взломана компьютером, если она достаточно быстра, но связь с квантовым ключом останется нетронутой, поскольку любая попытка подслушать вызовет физическое изменение в сообщении и вызовет предупреждение безопасности для отправителя или получателя.
В понедельник команда проекта и сотрудники из Цзинаньской академии квантовых технологий протестировали устройство на крыше в Цзинане, провинция Шаньдун.
Он установил почти идеальную линию света с Мози, используя лазерные лучи, и за восемь минут получил квантовые ключи, достаточные для шифрования большого количества данных для передачи на большие расстояния.
Команда подтвердила результаты, но отказалась от дальнейших комментариев, заявив, что все подробности теста готовятся к публикации в рецензируемом журнале позднее.
Ши Ипэн, профессор физики Пекинского университета, который не участвовал в проекте, но специализируется на космических квантовых технологиях, описал это испытание как “значительное достижение”.
Мини-наземная станция “будет играть решающую роль в применении квантовых коммуникационных технологий в сценариях, которые ранее существовали только в нашем воображении”, сказал Ши, который также является заместителем директора департамента аэронавтики и астронавтики университета.
Беспокойство по поводу конфиденциальности информации растет. Например, проект Prism, представленный бывшим подрядчиком Агентства национальной безопасности Эдвардом Сноуденом, позволил правительству США подключаться к телефонным звонкам по всему миру, которые предположительно были зашифрованы.
Ситуация начала меняться с запуском Китаем в 2016 году первого в мире квантового спутника. Названный в честь древнего китайского философа и ученого Мози, спутник позволял китайским и европейским ученым совершать видеозвонки, которые не могли быть прочитаны Prism или другими программами цифрового шпионажа.
Но оборудование, которое использовалось для приема сигналов от квантового спутника, было громоздким. Например, в Китае было построено пять наземных станций для размещения оборудования общей массой более 10 тонн. Им также требовались телескопы диаметром более метра для установления и поддержания контакта со спутником.
Хотя новая портативная станция открыла ворота для квантовой спутниковой связи для дома и бизнеса, она, скорее всего, сначала будет использоваться военными, сказал Ши.
Также неизвестно, когда новое устройство будет доступно на международном рынке, но согласно ежедневному отчету Science and Technology, исследователи ищут способы коммерциализации этой технологии.
Глобальная конкуренция в области квантовых технологий накаляется, особенно между Китаем и США. В научном сообществе сложилось единодушное мнение, что в то время как США находятся на шаг впереди в области квантовых вычислений, Китай лидирует в области квантовой коммуникации.
Страйдер, охранная компания, базирующаяся в Вашингтоне, в совет директоров которой входит бывший высокопоставленный сотрудник контрразведки ФБР, обвинил китайских квантовых исследователей в работе с китайскими военными и предложил запретить им работать с американскими учеными.
Тем временем военно-воздушные силы США финансируют исследования гражданских институтов, включая Стэнфордский университет, в области технологии квантовой связи на большие расстояния, сообщается на сайте университета.
Армия США финансировала аналогичный проект с Университетом Инсбрука по разработке квантового интернета для «военной безопасности, зондирования и хронометража возможностей, невозможных при традиционных сетевых подходах», согласно заявлению исследовательской лаборатории армии США в сентябре прошлого года.