
НАСА выделит шесть миллионов долларов за три года для поддержки проекта Университетской инициативы лидерства. Цель проекта – создание полностью электрического самолета, не производящего выбросы углекислого газа и других вредных веществ.
Для смягчения изменения климата в текущем столетии необходимо электрифицировать все отрасли, включая авиацию. Будет нужен электрический самолет. Несмотря на кажущуюся фантастичность этой идеи, многие исследовательские центры и частные компании работают над осуществлением электрических полетов к 2030 году.
Разработанный до настоящего времени электрический самолет использует электродвигатели для привода тяговых винтов. Электроэнергия стоит значительно дешевле авиационного топлива, а выброс выхлопных газов и шум ниже по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.
В последние десять лет НАСА подключилось к развитию данной технологии. В мае 2019 года НАСА сообщило о выделении за три года шести миллионов долларов на проект «Инициатива лидерства университетов».
Разработка проекта под названием CHEETA (Центр криогенных высокоэффективных электрических технологий для самолетов) направлена на создание полностью электрического самолета, использующего жидкий водород в качестве источника энергии. Такая система будет выпускать только чистый воздух без углекислоты и других вредных выбросов.
С помощью топливных элементов водородная энергия превращается в электричество, которое запускает подъемные роторы. Благодаря низким температурам, необходимым для этой водородной установки, можно применять системы передачи энергии без потерь или сверхпроводящие и мощные двигатели.
Последние успехи в криогенном оборудовании приближают эту мечту к реальности. Создание криогенных систем для крупных самолетов остаётся сложной задачей. Проект преодолеет все технические сложности в ближайшие несколько лет.
Всего три команды, каждая занимается исследованиями по разным темам.
Университет Висконсина
Несмотря на стремление компаний к автоматизации всех производственных этапов, некоторые задачи остаются не подвластны роботам из-за их высокой изменчивости.
Ученые данного вуза хотят изучить применение роботов для улучшения гибкости и производительности изготовления летательных аппаратов, а также повышения уровня безопасности персонала.
Университет Карнеги Меллон
Будут трудиться над новыми методами применения аддитивного производства, например 3D-печати, для повышения скорости изготовления продукции в больших объёмах и сокращения расходов, не влияя на безопасность, качество и надёжность.
Университет Иллинойса
Изучат эффективные способы применения жидкого водорода в топливных элементах для получения электроэнергии. Рассмотрят также возможность использования этого жидкого водорода для создания новых сверхпроводящих электрических систем.
Работники ведут разработку концепции интеграции сверхпроводящего оборудования в существующий двухмоторный самолет с одним проходом.