Хотя большинство исследований было посвящено потенциальному зоонозному происхождению, некоторые ученые все еще подозревают, что SARS-CoV-2 может иметь неестественное происхождение. Последние исследования, основанные на сложной и точной оценке рисков, показывают, что вероятность того, что вирус имеет не природное происхождение, составляет 68 %. Хотя полученные данные не обязательно указывают на конкретное происхождение, нельзя исключать возможность лабораторного происхождения.
С момента своего появления в декабре 2019 года в городе Ухань (Китай) происхождение вируса SARS-CoV-2 остается спорным. Исследования, проведенные ВОЗ, позволили предположить 4 вероятных варианта происхождения передачи заболевания человеку: зоонозная интродукция с промежуточным хозяином или без него, передача через продукты «холодильной цепи» и, наконец, неестественное происхождение в результате лабораторного инцидента.
На сегодняшний день большинство исследований посвящено в основном зоонозному происхождению, при этом широкий круг видов животных подозревается в том, что они являются естественными резервуарами для SARS-CoV-2. В частности, летучие мыши были выделены в качестве потенциального источника вируса. Например, коронавирус летучих мышей под названием RaTG13 на 96,1% совпадает с SARS-CoV-2.
Ранее в этом году эксперименты с использованием штамма панголинового коронавируса, близкого к SARS-CoV-2, также показали, что он на 100% смертелен в «очеловеченных» моделях мышей. Китай — один из центров торговли дикими животными. Только после возникновения кризиса в области здравоохранения и предполагаемой роли панголина страна решила ужесточить правила торговли им.
Кроме того, эпидемиологический анализ был сосредоточен на рынке морепродуктов в Хуанане в городе Ухань, где было зарегистрировано одно из первых известных мест скопления случаев заболевания COVID-19. Однако некоторые из этих первых больных никогда не посещали рынок. Кроме того, серологические анализы показали, что вирус распространился в США и Европе в декабре и ноябре 2019 года соответственно, что не согласуется с предполагаемым началом распространения с рынка Хуанань. В конечном итоге ни один вид животных пока не был окончательно определен в качестве естественного или промежуточного хозяина вируса.
С другой стороны, существует целый ряд инструментов для анализа потенциального происхождения заболеваний с эпидемическими тенденциями. Однако ни один из них пока не был использован для анализа SARS-CoV-2. Чтобы восполнить пробел в этой области, ученые из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) использовали широко применяемый инструмент анализа эпидемического риска для изучения происхождения вируса. Результаты исследования подробно описаны в журнале
68% вероятность неестественного происхождения
В рамках своего исследования ученые разработали модифицированную версию теста Грунова-Финке (mGFT). GFT — это справочный инструмент, основанный на ряде критериев и алгоритме оценки рисков, позволяющий получить полное представление о происхождении эпидемий и вероятности их естественного или неестественного происхождения. mGFT был разработан для обеспечения более точных прогнозов благодаря обучению на исторических эпидемических данных. Поэтому он более чувствителен к различению естественных и неестественных эпидемий.
11 критериев, анализируемых mGFT, включают географическое распространение вируса, его присутствие в лабораториях, потенциальные природные резервуары, датировку эпидемии по отношению к другим событиям, любые необычные модели распространения или проявления и т. д. Каждый критерий оценивается на основе имеющихся доказательств, включая научную литературу и другие общедоступные источники информации.
Результаты показали, что вероятность неестественного происхождения выше, чем естественного. По результатам mGFT, вероятность неестественного происхождения составила 41 балл из 60 (68 %), и это со 100 % достоверностью.
Однако важно отметить, что «эта оценка риска не может доказать происхождение SARS-CoV-2, но она показывает, что возможность лабораторного происхождения не может быть легко исключена«, — пояснили эксперты в пресс-релизе Общества анализа рисков. Эти результаты могут помочь исследователям, эпидемиологам и чиновникам здравоохранения систематически оценивать данные и определять наиболее вероятное происхождение пандемии. Это будет способствовать принятию более обоснованных решений о мерах по профилактике и лечению заболевания.