Снижение обонятельной функции является наиболее распространенным симптомом при COVID-19. Почти 70% людей с этим заболеванием в определенный момент испытывают частичную или полную потерю обоняния. Кроме пациентов, которые полностью выздоравливают, предыдущее исследование показало, что для полного восстановления обонятельной системы может потребоваться до года. Однако новое
Изменение обонятельной системы является очень распространенным и тревожным симптомом COVID-19, и его долгосрочные последствия только начинают оцениваться. Важно знать, является ли это расстройство преходящим или постоянным, поскольку мы знаем, что оно может быть связано с депрессией и увеличением веса. Распространенность аносмии (полной потери обоняния, временной или постоянной) вследствие заболевания оценивается в 50%, а случаев гипосмии (частичной потери обоняния) больше на 10-20%; некоторые люди также страдают паросмией (нарушение обоняния).
Следовательно, в тот или иной момент заболевания почти 70% пациентов испытывают потерю или искажение (частичное или полное) своего обоняния. Ранние сообщения показывают, что распространенность обонятельных расстройств остается высокой после 7 месяцев после выздоровления. Но многие исследования предвзяты тем фактом, что они основаны только на самооценке или что у тестируемых людей уже есть нарушения обоняния, и у них нет контрольной группы.
Чтобы более точно установить распространенность различных нарушений через 18 месяцев после выздоровления, исследователи протестировали 100 человек, пострадавших от COVID-19 во время первой волны пандемии. Они использовали комплексные психофизические тесты функций обоняния и вкуса, а также оценки паросмии. Участники были набраны из продолжающегося исследования, для которого они регулярно проходят тестирование (поиск антител IgG) с начала пандемии в Швеции.
65% выздоровевших после COVID-19 страдают нарушением обоняния спустя 18 месяцев
В конце концов, через полтора года после заражения COVID-19 более трети излеченных лиц продемонстрировали клиническое снижение обоняния, в том числе 4% аносмии и 33% гипосмии. Большинство из этих людей даже не осознавали этого, пока не приняли участие в исследовании. Чтобы избежать предвзятости, 44 человека, которые не заразились этим заболеванием, также были протестированы в качестве контрольной группы. В результате 20% людей страдают гипосмией в общей популяции.
Напротив, почти половина выздоровевших от COVID-19 лиц жаловались на паросмию (без аносмии), по сравнению с только 5% среди неинфицированных. Интересно отметить, что только 20% испытуемых имели и обонятельную дисфункцию, и паросмию. Это означает, что в общей сложности не менее 65% людей, выздоровевших от COVID-19, все еще страдают от той или иной формы обонятельного расстройства спустя 18 месяцев. «Учитывая время, прошедшее с момента первоначальной атаки на обонятельную систему, вполне, вероятно, что эти обонятельные проблемы являются постоянными», — пишут авторы исследования.
Каковы практические последствия этого? Доктор Йохан Лундстрем, возглавлявший исследование, рассказал Guardian, что сильная потеря обоняния может привести к депрессии и заставить людей изменить свой рацион питания (в худшую сторону), что приводит к увеличению веса.
«Когда вы не чувствуете запахов, все, что вы можете воспринимать, — это пять основных вкусовых качеств, тактильные ощущения и специи«, — объяснил он. «Неосознанно люди начинают добавлять больше сахара и жира или испытывают повышенную потребность в жареной пище для придания большей насыщенности, и все это для того, чтобы получить удовольствие от еды«.
Спустя столько времени после заражения эта проблема, влияющая на другие вопросы здоровья, вызывает серьезную озабоченность общественности. В ожидании более подробной информации и подтверждения результатов, полученных до публикации, важно знать, что обонятельная тренировка уже может помочь пострадавшим. «Возможно, они не восстановят на 100% свою прежнюю работоспособность, но большинство из них смогут с помощью тренировок вернуться к тому состоянию, когда сниженное обоняние не будет влиять на их жизнь«, — заключает Лундстрем.