Остров Колючин — это остров в Чукотском море, расположенный в 11 км от Чукотского полуострова на северо-востоке Сибири. Долгие годы на этом острове площадью всего 7 км² располагалась российская метеорологическая станция, которая была закрыта с 1992 года. В сентябре 2021 года фотограф дикой природы Дмитрий Кох наткнулся на остров и обнаружил, что теперь на нем обитает колония белых медведей.
Дмитрий Кох находился на борту парусника, возвращавшегося с острова Врангеля в Чукотском море, когда капитан решил подойти к острову Колючин, чтобы укрыться от шторма. Кох и члены экипажа наблюдали за остатками бывшей метеорологической станции советских времен с расстояния, когда заметили движение внутри зданий. С помощью бинокля они обнаружили, кто эти неожиданные обитатели: около 20 белых медведей заселили помещение.
По словам фотографа, в основном это были самцы, а самки держались ближе к берегам острова со своими детенышами. В компании этих крупных плотоядных млекопитающих ступать на остров было относительно опасно. Поэтому Кох использовал дроны — оснащенные малошумными пропеллерами, чтобы не слишком беспокоить животных, — чтобы запечатлеть этот момент. Эти невероятные снимки представлены на официальном
Вид, чьи охотничьи угодья постепенно исчезают
Остров Колючин был заброшен в течение десятилетий. Но большую часть года он окружен морским льдом, что, несомненно, позволило белым медведям легче добраться до этой земли, где они, похоже, чувствуют себя как дома.
Белый медведь (Ursus maritimus) занесен в Красную книгу угрожаемых видов Международного союза охраны природы (МСОП) как уязвимый вид. В настоящее время, по оценкам Группы специалистов по белому медведю (PBSG), в арктическом приполярном регионе насчитывается 26 000 особей, разделенных на 19 субпопуляций белых медведей.
Однако эксперты МСОП отмечают, что оценка численности белого медведя является дорогостоящей и сложной, поскольку животные часто присутствуют с низкой плотностью в очень удаленных местах обитания. Перепись обычно проводится с помощью воздушной съемки и заключается в обнаружении «небольшого, слегка желтого пятна на белом морском льду«, — сказала «Нью-Йорк Таймс» Кристин Лайдре, старший научный сотрудник Полярного научного центра Вашингтонского университета, добавив, что один медведь может преодолеть сотни миль.
Потеря арктического морского льда из-за изменения климата, которое затрагивает весь их ареал, является самой большой угрозой, с которой они сталкиваются. Средняя скорость сокращения площади летнего морского льда для всех субпопуляций оценивается примерно в -14% за десятилетие. И нехватка пищи — не единственное следствие этого явления. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале
По словам Симо Мадуна, научного сотрудника Норвежского института биоэкономических исследований и соавтора исследования, отсутствие генетического разнообразия может в конечном итоге привести к неспособности вида производить плодовитое потомство или сопротивляться болезням.
Миграция в сторону более обильных пищевых ресурсов
Однако остается надежда на выживание вида. В статье, опубликованной ранее в этом году в The Telegraph, сообщается, что местные жители наблюдали «массовый исход» белых медведей с запада Аляски в Россию, а именно в Чукотское море. Некоторые считают это хорошей новостью: если это подтвердится научными данными, это будет означать, что белые медведи не были изгнаны с Аляски из-за отсутствия летнего льда, а скорее привлечены более богатыми пищевыми ресурсами в Чукотском море, которые были недоступны, когда ледяной покров был более обширным.
Другими словами, потеря льда в данном случае была бы «преимуществом» для вида, который, по мнению некоторых экспертов, обладает способностью адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. «Медведи могут справиться с тем, что каждый год они проводят меньше времени на морском льду, потому что, когда они находятся на льду, там достаточно тюленей, чтобы компенсировать потери, до определенного момента«, — сказал Эрик Регер, бывший биолог Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США, который сейчас работает в Университете Вашингтона.
Между тем, доктор Роберт Суйдам, старший биолог дикой природы района Норт-Слоуп в Уткиагвике, сетует на то, что пресса и некоторые экологические группы часто дают неточную картину ситуации. «Они считают, что популяция в море Бофорта значительно сократилась, но они не учитывают количество медведей, которые перебрались в другие районы«, — говорит он. На российском острове Врангеля популяция значительно увеличилась: в 2020 году ученые насчитали 747 медведей по сравнению с 589 в 2017 году.