Новые данные показали, что Вселенная нагрелась до возникновения первых звёзд.

Согласно новому исследованию, проведенному Международным центром радиоастрономических исследований (ICRAR), на ранних этапах своего развития Вселенная испытала нагрев. Это противоречит ранее сложившимся представлениям о Вселенная возникла из сверххолодного состояния.

Обнаружение произошло в процессе поиска скрытого сигнала от Эпохи реионизации — этапы, наступившие примерно через миллиард лет после Большого взрыва, когда начали формироваться первые звёзды. Полученные данные, свидетельствующие о том, что в то время среда была по крайней мере умеренно тёплой, противоречат моделям, предполагающим, что ионизация происходила при экстремально низких температурах.

«Радиоастроном Катрин Тротт, руководитель проекта по изучению Эпохи реионизации в ICRAR, поясняет: по мере развития Вселенной газ, находящийся между галактиками, расширяется и остывает, поэтому мы предполагали, что он будет крайне холодным. Однако, наши измерения указывают на то, что он был нагрет, по крайней мере, в некоторой степени. Это не значительный нагрев, но он исключает возможность очень холодной реионизации. Вероятно, причиной такого нагрева послужила энергия, излучаемая первыми источниками рентгеновского излучения – чёрными дырами и остатками звёзд, распространяющимися по Вселенной ».

Эпоху, которую ошибочно называют «Тёмными веками», можно считать периодом расцвета, если сравнивать её с ранним этапом развития Вселенной. Прежде чем появились звёзды и галактики, не существовало заметных источников света – лишь облака нейтрального атомарного водорода, которые медленно собирались в течение сотен тысяч лет. В конечном счёте, эти скопления газа начали сжиматься, образуя звёзды первого поколения, отличавшиеся большей яркостью по сравнению с современными. Выделяемая ими энергия привела к ионизации космического водорода, и именно поэтому этот период получил название Эпохи реионизации.

Водород, ранее формировавший огромные космические облака, потерял свои электроны и стал прозрачным для света. Это позволяет современным астрономическим наблюдениям охватывать значительно большие глубины пространства и времени. Однако, в то же время, это затрудняет изучение состояния Вселенной на более ранних этапах её существования. Специалисты используют радиосигнал, известный как линия водорода – электромагнитное излучение с длиной волны 21 сантиметр, которое, по расчетам, способно проникать сквозь облака вещества, рассеивающие волны видимого света, и содержит важные сведения о космической эпохе тьмы.

Для обнаружения этого сигнала команда ICRAR применяет радиотелескоп Murchison Widefield Array (MWA), расположенный в Западной Австралии. Сложность заключается в том, что радиосигналами переполнена Вселенная. « Их источниками могут быть излучения от расположенных неподалеку звёзд и галактик, помехи, возникающие из-за земной атмосферы, а также шум, генерируемый самим телескопом. Лишь после детального устранения этих «фоновых сигналов» полученные данные позволят обнаружить сигналы, относящиеся к Эпохе реионизации », — отмечает радиоастроном из Института радионаблюдений Австралии, Ридхима Нунхуки.

«В рамках данного исследования были разработаны способы подавления фоновых помех и устранения нежелательных сигналов, что позволило глубже понять принципы работы нашего телескопа и получить более чистый сигнал. Кроме того, нам удалось объединить данные, собранные MWA в течение десяти лет наблюдений, для получения непрерывного обзора неба, охватывающего более продолжительный период, чем когда-либо прежде ».

Несмотря на то, что в настоящее время поиск линии водорода не дал ожидаемых результатов, значительный объём ценных данных не только сблизил команду с поставленной задачей, но и позволил выявить дополнительные сведения. В качестве иллюстрации можно привести открытие, свидетельствующее о том, что ранний космос был «предварительно нагрет» до начала реионизации. Учитывая, что в скором времени к поиску подключатся новые радиотелескопы, обнаружение линии водорода, вероятно, станет вопросом недавнего прошлого. « Сигнал, безусловно, присутствует. Необходимо совершенствовать наши данные, собирать больше информации, получать более точные данные, чтобы его обнаружить », — говорит Нунхуки.

Результаты исследования были представлены в двух публикациях, вышедших в журнале .