Группа археологов объявляет об обнаружении в Китае маленькой статуэтки певчей птички возрастом более 13 000 лет. Вырезанный из обожженной и почерневшей кости, он может быть самым старым известным произведением искусства в стране.
В 1958 году во время раскопок колодца в районе Линцзин на севере Китая люди, не подозревая об этом, выкопали несколько метров осадочных пород, накопившихся со времени окончания последнего ледникового периода. Эта, казалось бы, ничего не значащая куча земли была оставлена без внимания. Пока археолог Чжанъян Ли из Шаньдунского университета, наконец, не наткнулся на нее в 2005 году.
На самом деле, эта куча выкопанных отложений скрывала множество сокровищ. Например, старые гончарные осколки и каменные орудия труда. Но самое интересное, вероятно, эта маленькая фигурка певчих птиц, длиной около 19,2 мм.
Уникальная форма искусства
На первый взгляд, это выглядит очень просто. На самом деле эта маленькая птица, размещенная на своем постаменте, была тщательно обработана, вероятно, охотником-собирателем, более 13 300 лет назад.
Самые древние скульптуры, известные на сегодняшний день , были обработаны из слоновой кости мамонта около 40 000 лет назад в Центральной Европе. Они изображают маленьких людей и животных. До сих пор было неясно, возникла ли идея создания трехмерных фигур независимо друг от друга в разное время и в разных местах, или все это началось в одном месте, до того, как эта форма искусства распространилась по всему миру.
Но эта маленькая птичка Линцзин, кажется, указывает нам в направлении первого варианта. Действительно, в то время как в других частях света некоторые люди действительно вырезали птиц в то же самое время, ни одна из них не была вырезана на постаменте, что позволяло им стоять вертикально. И вообще, все эти фигурки представляют собой хищных птиц, а не певчих птиц.
Знания и терпение
Кроме того, эта статуэтка была также вырезана из другого материала, с использованием различных техник. Здесь нет слоновой кости, но есть кусок обожженной и почерневшей кости от млекопитающего (виды не сообщается).
Следует также отметить, что этот художник не просто держал свою кость над открытым пламенем, рискуя расколоть или деформировать ее. Вместо этого материал обрабатывался при низких температурах в течение длительного периода времени и в среде с низким содержанием кислорода. При этом художнику удалось получить почерневшую кость, но все же в идеальном состоянии.
Достижение такого результата требует специальных знаний. Это означает, что техника к тому времени уже глубоко укоренилась в регионе.
Наконец, анализ с помощью микротомографа, выявляющего мельчайшие детали на поверхности кости, помог понять другие этапы процесса. После того, как кость почернела, художник набросал общую форму птицы с помощью каменного зубила, а затем с помощью острых каменных скребков сгладил и доработал окончательную форму своей работы.
Таким образом, что касается этих различных моментов, исследователи подчеркивают, что эта статуэтка может быть «первым известным примером оригинальной художественной традиции». Также считается, что это самое старое произведение искусства, когда-либо найденное в Китае.