Моменты вдохновения укрепляют связи в мозге и повышают эффективность памяти

У каждого человека бывали моменты, когда приходилось упорно работать над решением задачи, а затем внезапно находить ответ и испытывать радость, как будто крича «Эврика!», как, согласно легенде, сделал древнегреческий ученый и философ Архимед, обнаруживший принцип вытеснения. Недавно нейробиологи с использованием томографии изучили, какие изменения происходят в мозге в такие моменты. Выяснилось, что эти процессы положительно влияют на запоминание.

Результаты исследования, статья о котором вышла в журнале Nature Communications, вероятно, эти методики будут особенно полезны в сфере образования. Авторы работы, американские и немецкие специалисты, полагают, что применение в обучении техник, способствующих озарению, может способствовать более надежному запоминанию информации.

В рамках эксперимента, проводившегося в Германии, приняли участие 20 женщин и 11 мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, являющихся студентами местных вузов. Участники не имели неврологических или психиатрических расстройств, а также противопоказаний для проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ). За участие в исследовании им была выплачена денежная компенсация.

Решая визуальные головоломки, участники анализировали черно-белые изображения. Эти изображения представляли собой упрощенные контурные рисунки реальных объектов, в которых некоторые детали были опущены. Похожим образом выстроен и Лицевой тест Муни (Mooney Face Test), предназначенный для оценки способности к идентификации лиц по ограниченному объему данных.

В рамках отдельного набора упражнений участникам предложили анаграммы — слова, буквы которых были перемешаны и требовали перестановки для получения осмысленного слова. Полученные данные были проанализированы в последующем научном исследовании.

Во время решения головоломок мозг испытуемых сканировали с помощью фМРТ. После каждого задания участников просили оценить, насколько внезапно приходило в голову решение, чувствовали ли они при этом эмоциональный подъем и уверенность в ответе, либо же догадывались постепенно, без озарения.

По итогам исследования удалось установить, что инсайт сопровождался всплеском активности в гиппокампе — парной структурой, находящейся в височных отделах полушарий мозга и выполняющей ключевую роль в процессах обучения и формирования памяти. Интенсивность всплеска активности напрямую зависела от того, насколько участники субъективно оценивали момент озарения.

Когда добровольцы идентифицировали объект, ученые зафиксировали изменения в их нейронной активности. Эти изменения были особенно заметны в конкретных областях вентральной затылочно-височной коры мозга, которые отвечают за распознавание визуальных образов. Также было установлено, что моменты внезапного понимания сопровождались укреплением взаимосвязей между этими областями мозга и повышением их активности.

Предложенные модификации соответствуют результатам, полученным в ходе тестирования испытуемых через пять дней после проведения фМРТ память, задания, решение которых принесло внезапное понимание, запомнились им гораздо лучше. По мнению исследователей, благодаря эффекту инсайта память усиливалась примерно в два раза.

В заключении нейробиологи заявили, их данные не просто демонстрируют процессы, происходящие в мозге при решении творческих задач, но и подтверждают эффективность эвристического подхода в обучении. Такой метод, стимулирующий открытия, помогает улучшить запоминание и усвоение материала на длительный срок.