Как сон влияет на развитие мозга у малышей?

Многие родители малышей по всему миру беспокоятся о продолжительности дневного сна своих детей, считая, что он недостаточен для их возраста. Тем не менее, результаты исследования демонстрируют, что потребности детей сильно различаются, и ситуация не так однозначна. Кроме того, ученые выяснили, как продолжительность и частота дневного сна связаны с интеллектуальным развитием ребенка.

По мнению педиатров, психологов и неврологов, дневной сон важен для маленьких детей. Он обеспечивает правильное психическое и физическое развитие, помогает справляться с эмоциями и впечатлениями, позволяет мозгу усвоить все полезное, что произошло в первой половине дня, избавиться от ненужной информации и «освободить место» в памяти для новых знаний.

Есть рекомендации, вопрос о том, сколько времени необходимо малышам на сон, актуален для многих родителей. В первые годы жизни детям требуется более частый и продолжительный сон, однако к двум-трем годам большинство из них спит только один раз в середине дня. При этом у некоторых детей уже в трехлетнем возрасте может наблюдаться отказ от дневного сна.

Исследователи из Университета Восточной Англии (Великобритания) провели углубленное изучение потребности детей во дневном сне опубликовал журнал JCPP Advances. Благоприятные условия для проведения данного исследования возникли в период пандемии Covid-19.

Ранее экспертам мешало то, что в течение дня дети посещали детские учреждения, где им не всегда удавалось выспаться. Однако весной 2020 года, когда из-за антиковидных ограничений детские сады были закрыты, большинство малышей оставались дома, что позволило им соблюдать более привычный режим сна. Британские специалисты воспользовались этой ситуацией.

Командой руководила доцент психологии, доктор Теодора Глига ( Teodora Gliga) исследование, проведенное командой ученых, охватило данные о 463 детях в возрасте от восьми месяцев до трех лет. В период исследования ни один из них не находился в детском саду или другом дошкольном учреждении.

Исследователи получили от родителей сведения о режимах сна младенцев, их способности к концентрации, запоминанию информации, словарном запасе и понимании речи. Также авторы исследования собрали информацию о социально-экономическом положении семей, включая уровень дохода и образование родителей. Помимо этого, специалисты определили, сколько времени дети проводят на прогулках и перед экранами телевизоров или за играми на электронных устройствах.

Согласно результатам исследования, у детей, которые спят днем чаще, но короче, чем принято для их возраста, наблюдается меньший словарный запас и менее развитые когнитивные функции. С возрастом дети, демонстрировавшие ограниченный словарный запас, чаще испытывали потребность в дневном сне.

Анализ полученных данных позволил исследователям сделать вывод о взаимосвязи структуры дневного сна ребенка и его интеллектуальном развитии. Если ребенок хорошо усваивает информацию во время ночного сна, потребность в дневном сне может снизиться. В противном случае, дети с менее развитыми памятью, речью и другими когнитивными функциями нуждаются в более частых дневных снах. Специалисты рекомендуют не ограничивать сон таким детям, так как это не способствует развитию мозга. Вместо этого, следует позволить им спать столько, сколько им необходимо.

«В предыдущих исследованиях рекомендовалось стимулировать у детей дошкольного возраста частый дневной сон. Однако, наши результаты указывают на то, что потребность детей в сне индивидуальна и зависит от их уровня развития. У некоторых детей дневной сон может быть излишним, в то время как другие, даже в более старшем возрасте, все еще могут нуждаться в дневном сне. <…> При определении необходимой продолжительности сна ребенка следует учитывать его возрастные особенности развития, а не только количество прожитых лет, — заключила Теодора Глига.