Влияние автомобильных выхлопов на вес в зрелом возрасте

Известно, что выхлопы автомобилей из-за микрочастиц увеличивают риск смерти от инсульта и инфаркта.
Однако для некоторых групп населения такие случаи редкость. Ученые изучают влияние выхлопных газов в городском воздухе на здоровье людей после того, как достигли зрелости.

© Freepic, Creative Commons

В США учёные установили связь между состоянием здоровья взрослых и уровнем выхлопных газов в воздухе, которым люди дышали в детстве. опубликована в журнале JAMA Network Open.

Ученые проанализировали данные 282 человек, средний возраст которых к 2023 году достиг 24 лет. Загрязнение воздуха окислами азота в период беременности матери и до подросткового возраста этих людей составило 18,7 частей на миллиард частей воздуха. Окислы азота считаются надежным индикатором загрязнения выхлопными газами. При каждом увеличении уровня загрязнения на 18,7 части на миллиард индекс массы тела этих людей к взрослому возрасту возрастал на 0,71.

Индекс массы тела вычисляется по формуле: ИМТ = вес : (рост×рост). Нормальные значения варьируются от 18,5 до 25,0. Например, для мужчины ростом 186 сантиметров и весом 86 килограммов ИМТ составит 24,86. Если же его мать во время беременности и сам он до подросткового возраста проживали в условиях удвоенной концентрации окислов азота (например, рядом с оживленными улицами), то его ИМТ будет выше нормальных значений — 25,57.

Ученые зафиксировали, что механизмы роста массы тела взрослых людей, которые в раннем возрасте подвергались воздействию выхлопных газов, пока не совсем ясны. Предполагается, что загрязнение воздуха вызывает систематические воспалительные процессы небольшой интенсивности.

Анализ крови испытуемых на инсулинорезистентность показал ожидаемую связь: люди с более высоким ИМТ чаще демонстрировали сниженную чувствительность к инсулину.

Работники, регулярно вдыхающие выхлопные газы (дорожные полицейские, водители и другие), сталкиваются с их концентрацией, значительно превышающей средние показатели. Жители загородных домов получают гораздо меньше загрязненного воздуха по сравнению с жителями города. Новые исследования указывают на необходимость временного отказа беременных от указанных видов деятельности до родов.

Исследователи использовали окислы азота как показатель выхлопных газов, однако этот показатель не всегда информативен. Например, дизельные двигатели могут выпускать больше микрочастиц, чем бензиновые при одинаковой нагрузке, но при этом выбрасывать меньше окислов азота.

Связь между индексом массы тела и концентрацией микрочастиц могла бы быть ценной, но сейчас ее установить трудно. Достоверный мониторинг уровня микрочастиц в воздухе крупных городов начался недавно, чтобы нынешние дети успели вырасти. Возможно, справятся с этой задачей будущие ученые.