В Институте физиологии имени И. П. Павлова разрабатывают новые способы борьбы с шизофренией — одним из самых распространенных психиатрических заболеваний.
В этому году исполняется 170 лет со дня рождения первого русского нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. В 1925 году он основал первый в России научный городок в деревне Колтуши, в 10 километрах от Санкт-Петербурга. С того времени прошло чуть меньше века, но сотрудники института до сих пор чтут наследие великого ученого и, как сам Павлов, стремятся внести вклад в улучшение жизни, создавая уникальные изобретения для помощи людям.
Мы пообщались со Светланой и выяснили, какие новые методы работы с пациентами с шизофренией сегодня существуют.
— Как можно заболеть шизофренией?
— Сегодня считается, что наиболее значимая роль в развитии заболевания принадлежит наследственному фактору, о чем свидетельствует целый ряд исследований. В семье пациента можно обнаружить похожие симптомы, даже если болезнь не отслеживалась врачами. Заболевание может проявиться как в детстве, так и после окончания школы, на первом-втором курсе вуза, когда умственные и эмоциональные нагрузки значительно увеличиваются.
Самая высокая заболеваемость шизофренией отмечается в подростковом и юношеском периоде, а также в возрасте 20-29 лет. С возрастом риск заболеть этой болезнью снижается.
Существует две категории пациентов. У пациентов первой категории в анамнезе может быть отягощенный период эмбрионального развития и осложненный период новорожденности. Из-за этого отстает умственное развитие ребенка, и в дальнейшем возникают проблемы с обучением и общением (обособленный образ жизни и замкнутость).
У второй категории беременность и период новорожденности протекает без особенностей, умственное развитие соответствует возрасту, нет проблем с обучением в школе. У этой группы первые проблемы с обучением и общением возникают после поступления в вузы и становятся более выраженными на втором курсе.
— Что такое шизофрения вообще?
— Шизофрения относится к эндогенным психическим заболеваниям, то есть решающее значение в развитии болезни имеют внутренние генетически обусловленные механизмы. При этой патологии в поведении пациентов выявляется рассогласование и нарушение мышления, эмоций и моторики.
Кроме того, страдают все сферы психической деятельности: восприятие, воля, интеллект и память. Наблюдаются нарушения взаимодействия пациента с окружающей средой. Отмечаются признаки аутизма, выраженные нарушения эмоциональной и волевой сферы, а также мышления. Такие проявления встречаются при простой форме шизофрении.
Однако картина шизофрении может более широкой и охватывать все виды нарушений психической деятельности. При электрофизиологических исследованиях и на функциональном МРТ выявляются нарушения обработки зрительной информации на различных ее этапах. При сканировании во время выполнения задачи выделяется большое количество неактивных зон работы мозга.
В своей работе нас интересует, главным образом, параноидная форма шизофрении, характерной особенностью которой являются слуховые галлюцинации – «голоса», в более тяжелых случаях – навязчивые, и бредовые идеи. Существует ошибочное мнение, что у пациентов наблюдается зрительные галлюцинации. Однако это не так. Зрительные галлюцинации встречаются при экзогенных болезнях (то есть болезнях, вызванных внешними причинами, не связанными с работой организма, – NS).
— Ваша работа скорее исследовательская или врачебная?
— Мне важно не только вносить вклад в науку, но и помогать пациентам, так как первая специальность у меня медицинская. Сейчас меня в большей степени интересует реабилитация пациентов — восстановление работы неактивных зон головного мозга.
— Какие методы лечения применяют сегодня?
— Лечение чаще всего носит симптоматический характер и направлено на подавление таких симптомов как иллюзии, галлюцинации, навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Цель медикаментозной терапии — добиться более продолжительной ремиссии. При раннем выявлении и не затяжном течении шизофрении используют атипичные антипсихотические препараты, позволяющие стабилизировать психику без грубых побочных эффектов.
Возможен подбор препаратов и дозировки для сохранения работоспособности пациента при регулярном приеме лекарств и наблюдении психиатра. Тогда становится возможной более продолжительная ремиссия. Такие пациенты могут работать и даже иметь семью. При прекращении лечения возможен рецидив – возврат симптомов. В настоящее время шизофрения является пожизненной болезнью и полностью не излечима.
— Шизофрению лечат только медикаментозно?
— Сегодня для восстановления мозговых нарушений пациентов используются не только медикаментозные методы, но и методы с погружением в виртуальную среду. Они позволяют интенсифицировать психотерапевтический процесс, предоставляя возможности, недостижимые при традиционных медикаментозных подходах.
Например, использование видеообратной связи позволяет пациентам «посмотреть на себя со стороны» и тем самым облегчить им коррекцию собственного поведения. В настоящее время уже получены результаты, свидетельствующие об эффективности применения виртуальной реальности для лечения фобий, тревожности и депрессии.
В основе методик с использованием виртуальной реальности лежит так называемый поведенческий подход, согласно которому целенаправленная деятельность пациента является эффективным регулятором его эмоционального состояния.
Более пяти лет назад в лаборатории Института физиологии имени Павлова мы разработали методику с использованием виртуальной реальности, которую мы активно применяем для лечения пациентов с шизофренией, а в последнее время и с депрессией, параллельно с лекарственной терапией.
— Что представляет собой ваше изобретение?
— В работе мы используем интерактивную виртуальную среду, имитирующую велопрогулку по ландшафтам с различным рельефом местности. Для имитации езды на велосипеде применяется кардиотренажер, который синхронизирован с большим жидкокристаллическим экраном. При этом видеоряд на экране синхронизирован с движением пациента.
Изображения представляют собой видео пейзажей, обработанных программным путем и по своим характеристикам близких реальным. В задачу наблюдателя входит как внимательный просмотр изображений, предъявляемых на экране, так и выполнение когнитивной задачи.
В частности, наблюдателю предлагается акцентировать внимание на отдельных элементах видео – для поиска или счета стационарных или движущихся объектов с определенными характеристиками (цветом, формой, положением в пространстве), например, машин или людей, или дорожных знаков. В течение процедуры осуществляется контроль за состоянием пациента.
При сравнении результатов, полученных только на фоне медикаментозного лечения и терапии в сочетании с нашей разработкой, у пациентов наблюдается более выраженное и быстрое уменьшение тревожности, патологической доминанты (то есть темы, которая волнует пациента в болезненной степени и подчиняет все его мысли и действия), улучшение структурированного мышления и эмоционального состояния пациентов.
Предположительно, это связано как с комплексным воздействием интерактивной виртуальной среды с пейзажем, так и с дополнительной активацией определенных систем мозга помощью когнитивной задачи. В результате активизируется работа раннее неактивных зон мозга. С одной стороны, происходит восстановления работы зрительной системы и ее когнитивных функций.
С другой — переключение с целей, связанных с болезнью (навязчивых идей) и погружение в виртуальную среду. Это обусловлено пластичностью головного мозга и способностью к восстановлению нейронных связей при условии стимуляции.
— Что происходит с человеком на тренинге?
— Курс состоит из 8-10 сеансов по 15 минут. Это оптимальное время для удерживания внимания пациента. В начале курса, на протяжении первых двух-трех сеансов, пациенты недостаточно сконцентрированы на задаче и плохо с ней справляются. По мере проведения тренингов концентрация внимания улучшается, пациенты начинают отслеживать практически все заданные объекты. Общее состояние пациентов также заметно улучшается.
Таким образом, медикаментозные методы сглаживают симптоматику, улучшают структурирование мышления, а курс тренингов активизирует работу мозга на протяжении всего пути обработки зрительной информации от сетчатки до затылочной коры. Происходит активизация кровообращения и обмена веществ, а благодаря физической активности выделяются эндорфины.
Контроль осуществляется до и после курса тренингов с помощью тонкого электрофизиологического исследования — регистрации когнитивных зрительных вызванных потенциалов. До процедуры обычно мы видим, что только некоторые зоны мозга активно работают, в то время как другие не активны. После тренингов происходит распределение активности мозга, то есть появляются новые зоны активности. Болезненные доминанты уходят на второй план.
Как правило, пациенты с шизофренией ограничены в пространстве: живут в комнате или палате, избегают выхода на улицу. Это приводит к отсутствию нормальной стимуляции головного мозга посредством зрительной информации и ее анализа. На наших тренингах появляется возможность выйти за пределы ограниченного пространства, а также переключиться с патологических мыслей, связанных с болезнью, на другие цели.
— Почему в таком случае не давать пациентам какие-то задачи на постоянной основе, чтобы они отвлекались?
— В домашних условиях возможна стимуляция, например, с помощью головоломок. В некоторых отделениях психиатрии пациентам предлагают собирать пазлы. Это отличное сочетание зрительной стимуляции и мелкой моторики.
В отделениях висят целые картины, собранные пациентами. Здесь самое главное, чтобы человек был настроен на выздоровление и относился серьезно к задаче. Но это возможно только при наличии критичности у пациента, когда он понимает, что он болен и ему нужна помощь.
— А можно просто уйти в работу с головой?
— Тут немного другая проблема. Люди, которые приходят ко мне, часто жалуются, что не усваивают информацию, внимания хватает на пять минут, дальше оно рассеивается. Человек забывает, что он делал, утрачивает свои навыки. Часто этим страдают люди с развитыми математическими способностями или программисты.
Учащиеся технического вуза сразу ощущают возникновение проблемы. Это проявляется во время учебы трудностью удерживать внимание, изучая технический материал. Такие пациенты осознают появление болезни и во время обращаются за помощью. Соответственно, прогноз более благоприятный.
— Где еще можно применить этот метод?
— Изобретение относится к восстановительной терапии и неврологии и может быть использовано в комплексной реабилитации пациентов с нейрокогнитивными расстройствами, например, шизофренией, депрессией, фобиями или черепно-мозговой травмой. Наши предварительные результаты показали, что для депрессии наш метод не менее эффективен, чем для шизофрении. Мы будем стремиться расширять сферу применения нашего изобретения.