Загрязненный воздух с шоссе влияет на кровяное давление

В ходе эксперимента, проведенного американскими исследователями, было установлено, что вдыхание воздуха во время движения по шоссе на автомобиле приводит к повышению кровяного давления. Данный фактор способен оказывать воздействие на развитие болезней сердечно-сосудистой системы.

Проведенное в 2016 году в США исследование показало, зависимость между загрязнением атмосферы, состоящей из выбросов двигателей, микрочастиц, образующихся при износе автомобильных шин, и дорожной пыли, и увеличением случаев сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и рака легких. Более раннее исследование, проведенное в 2008 году, показало, что вдыхание выхлопных газов дизельных двигателей вызывает повышение кровяного давления. Правда, эксперимент тогда проводили в лаборатории: испытуемые искусственно подвергались воздействию выхлопов (в низкой концентрации).

В этот раз ученые из Вашингтонского университета в США решили провести исследование непосредственно на практике. О результатах они опубликовали статью опубликовали в журнале Annals of Internal Medicine. В экспериментах участвовали 16 человек в возрасте от 22 до 45 лет (средний возраст составил 29,7 года). Хотя выборка кажется небольшой, для испытаний в контролируемых условиях, да еще связанных с очевидным (хотя и легким) негативным влиянием на здоровье, она достаточно типична.

Участникам исследования пришлось проехать по дорогам Сиэтла в часы пик, во время чего измерялось их кровяное давление. В первых двух поездках воздух, поступавший в салон автомобиля, был обычным, таким же, как воздух, которым дышат многие автомобилисты на дорогах. Для проведения третьей поездки автомобиль был оборудован специальными фильтрами премиум-класса, которые способны задерживать 86 процентов твердых микрочастиц, находящихся в воздухе над дорогой. При этом участники не знали, какой воздух они вдыхают – очищенный или загрязненный.

Вдыхание воздуха, не очищенного от загрязнений, непосредственно у шоссе, вызвало у участников исследования повышение кровяного давления более чем на 4,50 миллиметра ртутного столба. Поездки на автомобиле с использованием фильтров не привели к подобному эффекту. По мнению исследователей, давление повышалось достаточно быстро, достигая пикового значения примерно через час после начала поездки и сохраняя стабильность в течение как минимум одних суток. Что происходило впоследствии — не установлено, поскольку после указанного периода измерение давления у участников не осуществлялось.

«Мы осознаем, что даже небольшое повышение кровяного давления в целом по населению может привести к существенному росту числа сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с этим крайне важно понимать, что загрязнение атмосферы от дорог, даже при его невысокой концентрации, способно оказывать значительное воздействие на кровяное давление», — отметил доктор медицинских наук Джоэл Д. Кауфман, один из разработчиков исследования.

Полученные данные также ставят ряд вопросов, касающихся ультрадисперсных частиц – загрязнения, которое недостаточно изучено, и концентрацию которого сложно контролировать. Это связано с тем, что такие частицы характеризуются диаметром менее 100 нанометров: они слишком малы для визуального обнаружения, но распространены на дорогах в большом количестве.

Известно, что воздух, которым дышали участники экспериментов, был загрязнен значительным количеством ультрадисперсных частиц. В связи с этим, исследователи сделали вывод, что именно эти частицы, вероятнее всего, стали причиной повышения кровяного давления у испытуемых. Полученные данные представляют собой значимое открытие, поскольку миллионы людей ежедневно сталкиваются с необходимостью передвигаться по автомагистралям по всему миру.

Обычные автомобильные салонные фильтры значительно проигрывают по эффективности фильтрации тем, что применялись в ходе эксперимента. При этом, с технической точки зрения, нет препятствий для установки аналогичных фильтров в стандартные автомобили, для чего потребуется лишь корректировка технических спецификаций. Особенно учитывая, что, согласно результатам нового исследования, преимущества от подобного решения весьма заметны.