Швейцарские ученые полагают, что начало занятий в школе следует перенести на более позднее время, возможно, не ранее 10-11 часов утра. Подобное изменение может положительно сказаться на состоянии здоровья и академической успеваемости учащихся, особенно подростков.
Пандемия Covid-19 негативно повлияла на психологическое благополучие людей, особенно сильно пострадали пожилые люди и молодежь. Самоизоляция лишила и тех, и других возможности общаться с друзьями, учителями и вести привычный образ жизни. Однако ученые из Цюрихского университета (Швейцария) выявили и положительные аспекты, связанные с закрытием учебных заведений. Исследование опубликовано в журнале JAMA Network.
Швейцарские ученые установили, что подростки, обучавшиеся на дому с марта по июнь 2020 года, спали дольше, чем в период работы школ. Эта закономерность соответствовала другим признакам улучшения состояния здоровья: это вполне логично, поскольку подросткам необходимо больше сна, чем детям (что обусловлено гормональными изменениями в их организме). Согласно данным исследования, молодые люди стали спать примерно на 75 минут в день больше по сравнению с периодом посещения учебных заведений. Также отмечалось снижение потребления кофеина и алкоголя.
В исследовании приняли участие 8972 подростка, посещавших средние школы Швейцарии. На первом этапе было опрошено свыше 3600 учеников старших классов, которые обучение в Цюрихе в вышеназванный период. Затем ученые сопоставили результаты этого опроса с другим, проведенным в 2017 году для таких же школьников (тогда в выборку вошли более 5300 человек).
Сравнительный анализ выявил, что в течение учебного года дети, обучающиеся на дому, начинали просыпаться на 90 минут позже, чем подростки, посещавшие школу. При этом они ложились спать приблизительно на 15 минут позже. Соответственно, дополнительное время сна составляло около 75 минут в день. Это закономерно сказалось на ряде показателей здоровья учащихся, обучающихся на дому. Хотя психологические показатели при этом были ухудшены: подростки, находившиеся на самоизоляции, жаловались на грусть и одиночество.
В связи с этим, исследователи полагают, что в постпандемический период было бы целесообразнее не прибегать к дистанционному обучению, а сдвинуть начало занятий на более позднее время, особенно в отношении подростков. Это могло бы положительно повлиять не только на состояние здоровья учащихся, но и на их академическую успеваемость, поскольку доказано, что полноценный сон повышает эффективность обучения и работы. Отдельные специалисты даже утверждают, что для старшеклассников начало учебного дня не должно происходить раньше десяти-одиннадцати часов утра, и исследование, проведенное швейцарскими учеными, поддерживает эту позицию.