Алкоголь не делает людей более привлекательными: новое исследование опровергает популярную теорию

Существует распространенное убеждение, что люди, употребляющие алкоголь, воспринимают окружающих более привлекательными, чем они есть на самом деле. Этот сюжет нередко используется в художественных произведениях. Однако исследователи из Питтсбургского университета (США) опровергли данное утверждение. Вместо этого они получили подтверждение другому факту.

Феномен, известный как «пивные очки», описывает ситуацию, когда алкогольное опьянение заставляет людей казаться более привлекательными, чем они есть на самом деле. Этот термин появился в 1980-х годах благодаря американским студентам. Тем не менее, взаимосвязь между алкогольным опьянением и физическим влечением не получила достаточного научного изучения.

В предыдущих исследованиях участники, как правило, оценивали привлекательность других людей по фотографиям, сделанным в трезвом или нетрезвом виде. В новых исследованиях ученые включили более реалистичный этап: возможность личного знакомства с людьми, которых участники ранее оценили опубликована в Journal of Studies on Alcohol and Drugs.

Для привлечения участников использовались газетные объявления, бумажные листовки и веб-сайты. Помимо выполнения установленных критериев, каждый потенциальный участник должен был привести с собой друга, с которым он ранее употреблял алкоголь и который также согласился бы принять участие в исследовании. В итоге было набрано 36 мужчин, что составило 18 пар. Возраст всех участников варьировался от 21 до 28 лет. Предполагалось, что они употребляют алкоголь не реже одного раза в неделю и способны выпить не менее трех порций за 30 минут.

Чтобы обеспечить достоверность результатов, на первом этапе эксперимента участники употребляли водку с клюквенным соком, что позволяло повысить уровень алкоголя в крови до 0,08% – это максимально допустимый показатель для управления транспортным средством в Великобритании и ряде штатов США. На втором этапе им предложили безалкогольный напиток. После этого мужчины оценивали привлекательность людей, представленных на фотографиях и в видеороликах. Затем участников попросили указать, с кем из них они предпочли бы лично встретиться.

Анализ показал, что алкоголь не оказывает влияния на оценку привлекательности. Однако он повышал смелость участников. У людей, употреблявших алкоголь, вероятность выбора одного из четырех наиболее привлекательных кандидатов для возможной встречи в состоянии опьянения была на 1,71 раза выше, чем у трезвых.

«Предыдущие исследования указывали на то, что люди склонны выбирать для общения с более привлекательными мужчинами и женщинами. Однако потребность в общении с понравившимся человеком может вызывать беспокойство, тревогу и, как следствие, приводить к социальной изоляции. Стремление к установлению контактов противоречит опасению перед возможным отказом. Данное исследование предполагает, что одним из факторов, определяющих эффект «пивных очков», является возможность реальной встречи, флирта или, возможно, развития более близких отношений. Таким образом, понятие «пивные очки» начинает перекликаться с термином «жидкая храбрость», по мнению авторов научной работы.

Ранее ученые выяснили, согласно исследованию, определены профессии, характеризующиеся повышенной уязвимостью к алкогольной зависимости. В зоне риска оказались уборщики и менеджеры, у которых вероятность злоупотребления алкоголем в 2,81 раза выше, чем в среднем. Также к группам риска отнесены рабочие строительной отрасли (с показателем от 1,7 до 2,07), помощники в спорте и сфере развлечений (2,07), бармены (2,06), строители (1,66) и водители погрузчиков (1,56).