Черепно-мозговая травма, в частности сотрясение мозга, встречается у детей довольно часто и нередко недооценивается. Однако это состояние не является столь незначительным, как может показаться. Многолетние исследования детей, перенесших подобные травмы, свидетельствуют о том, что такой опыт способен повлиять на их образовательные возможности и, как следствие, на будущую карьеру.
В ряде исследований, посвященных отдаленным последствиям черепно-мозговых травм, эксперты анализировали состояние пациентов, получивших подобные повреждения в молодом возрасте, и констатировали, что с возрастом у них возрастает вероятность возникновения когнитивными нарушениями, в том числе деменцией.
В статье, которая недавно вышла в European Journal of Epidemiology, в данном случае рассматривается более молодая возрастная категория. Исследователи из Университета Тампере и Восточнофинляндского университета изучили, как черепно-мозговые травмы у детей впоследствии связаны с уровнем их образования. Для более четкого понимания выявленных закономерностей, результаты были сопоставлены с данными контрольной группы, состоящей из детей с переломами лодыжек и запястий.
Исследователи получили данные о пациентах из национального реестра системы здравоохранения Финляндии. В выборку вошли 8 487 детей в возрасте от младенчества до 17 лет, которые с 1998 по 2018 год обращались за неотложной медицинской помощью или были госпитализированы в связи с травматическим повреждением мозга. Среди них находились пациенты, перенесшие сотрясения и получившие специфические внутричерепными повреждениями мозга, такими как кровоизлияния и гематомы в полости черепа. В контрольную группу вошли 15 552 детей с ортопедическими травмами, полученными в тот же период. Средний возраст пациентов в обеих группах составил 13 лет.
Анализ статистических данных позволил исследователям определить уровень образования участников, отслеживая их жизненный путь до 26 лет. Стало известно, что дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, по сравнению с теми, кто получил перелом лодыжки или запястья в детстве, на 15% реже поступали в высшие учебные заведения, такие как университеты и колледжи.
У людей, перенесших черепно-мозговые травмы в детском возрасте, вероятность завершения обучения на более низкой ступени, без получения высшего образования, была на 19% выше. Анализ данных пациентов с сотрясениями и более серьезными внутричерепными повреждениями показал, что у последних вероятность получения высшего образования была на 22% ниже, чем у пациентов с сотрясениями.
Уровень успеваемости в процессе обучения на всех ступенях высшего образования у людей, перенесших в детстве черепно-мозговую травму, был ниже, чем у тех, кто получил перелом конечностей, независимо от степени тяжести повреждения.
«Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что даже незначительное, произошедшее всего один раз сотрясение может повлиять на процессы обучения и когнитивные функции. Необходимо, чтобы системы здравоохранения и образовательные учреждения уделяли этому вопросу больше внимания», — подчеркнули авторы в пресс-релизе.
В другом масштабном исследовании, проведенном медиками из Австралии, Великобритании и США, было заявлено о положительном влиянии непрофессиональных занятий спортом на когнитивные функции в долгосрочной перспективе перевешивает вред от возможных травм, даже если речь идет о сотрясении мозга.