Возможно, синдром дефицита внимания и гиперактивности был полезен нашим предкам.

В современном мире, требующем высокой концентрации, синдром дефицита внимания часто воспринимается как нежелательное состояние. Однако, согласно результатам нового исследования, для наших древних предков, живших как собиратели, СДВГ мог быть преимуществом. В то время как другие члены племени использовали известные источники пищи, люди с СДВГ, вероятно, были более склонны к поиску новых.

Считается, что поиск и извлечение труднодоступной пищи сыграли значительную роль в развитии интеллекта. Этот процесс требует принятия решения: оставаться ли при известном источнике питания, который может исчерпаться, или искать альтернативу. Модели оптимального поиска пищи, разработанные на основе теоремы о предельной ценности, позволяют понять, как человек или животное принимает такое решение: покинуть участок с истощающимися ресурсами следует в тот момент, когда уровень потребления на нем становится ниже среднего для окружающей среды. Поведение сотен видов, начиная от пчел и заканчивая птицами, обезьянами и людьми, соответствует прогнозам, основанным на этих моделях.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития нервной системы, которое затрагивает 11% детей и 4,25% взрослых, причем в большинстве случаев имеет наследственный характер. Проявляется он отвлекаемостью, беспокойством и повышенной активностью.

Причиной данного расстройства является избыточная продукция нейромедиатора норадреналина и усилении активности в нейронных цепях сети пассивного режима работы мозга, они обладают характеристиками, значимыми для концентрации внимания. Данные особенности оказывают влияние на поведение, связанное с поиском пищи, побуждая отказываться от текущего запаса в надежде найти что-то более привлекательное.

Чтобы определить, начнут ли люди с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности приступать к поиску информации быстрее, чем те, у кого этих признаков нет, исследователи провели эксперимент. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B, разработали виртуальную игру по сбору ягод, позволяющую оценить влияние симптомов СДВГ на поисковое поведение.

Игрокам было предоставлено восемь минут для сбора максимального количества ягод, используя курсор для выбора кустов. При повторном сборе ягод с одного и того же куста его урожайность уменьшалась, однако переход к другому кусту давал временное преимущество. Первоначально исследователи высказали предположение, что более заметные признаки СДВГ коррелируют с сокращенным временем сбора с одного куста, а также с менее эффективной тактикой и меньшим количеством получаемых наград в процессе игры.

В исследовании приняли участие 457 человек. В целом, игроки проводили на участках дольше, чем предполагалось моделью. Люди с более высокими показателями по шкале самоотчета СДВГ меняли куст быстрее, чем остальные. При этом, вопреки ожиданиям ученых, эти участники продемонстрировали более высокие показатели вознаграждения. Их решения о смене куста были точнее соответствовали прогнозам модели, несмотря на то, что они все равно оставались на кусте дольше, чем предсказывалось.

В ходе проведенной игры на поиск пищи была установлена связь между СДВГ и сокращенным временем нахождения на одном месте, а также повышенными показателями вознаграждения. Полученные данные согласуются с результатами предыдущих полевых исследований. К примеру, современные охотники-собиратели, например племя ариаал на севере Кении, имеют генетические мутации, связанные с СДВГ. Все это подчеркивает, что «в эволюции все не просто так»: синдром дефицита внимания возник не как нарушение, а, наоборот, как преимущество для того небольшого процента его обладателей в популяции.