Некоторые расстройства развития нервной системы трудно дифференцировать, что усложняет их диагностику и лечение, полагают медицинские специалисты из разных стран. В ходе нового исследования ученые предлагают рассматривать ряд нейрологических особенностей не как изолированные категории, а как точки на спектре.

К нарушениям развития нервной системы относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и затруднение в обучении. Предыдущие исследования показывают, что эти состояния часто различаютсяРазнообразие проявлений вызывают трудности как для врачей, так и для учёных.
Стремление приписать симптомы пациента конкретной категории ведет к частой постановке диагноза, размытию границ между состояниями и неоднородности внутри тех или иных расстройств. В результате люди с различными жалобами и потребностями получают схожее лечение и поддержку.
В трудах ученых из университетов США, Великобритании и Канады представлена трансдиагностическая система для подбора терапии. Новая концепция уделяет внимание симптомам и особенностям каждого человека, а не классификации диагнозов. вышла в научном журнале World Psychiatry.
Авторы публикации указали на наличие у многих людей с особенностями развития симптомов нескольких состояний одновременно. Предлагается вместо выделения «узкого» расстройства по действующим диагностическим системам обратить внимание на общие характеристики разных состояний и их сложное взаимодействие. Необходимо учитывать также совпадение ряда симптомов нейроотличий с признаками психических заболеваний, такими как депрессия и тревога.
Концепцию назвали «спектром развития нервной системы», так как она включает общие черты РАС, СДВГ, трудностей с обучением и нескольких психических расстройств. Такой подход признает индивидуальные особенности проявления этих характеристик и, по мнению исследователей, позволяет провести более детальную и персонализированную диагностику.

«Освобождение от строгих диагностических категорий даст возможность специалистам создавать индивидуальные подходы к помощи и поддержке для людей с нетипичным развитием нервной системы, способных решать разнообразные трудности».