Каждый сталкивался с ситуацией, когда долго решал задачу, а затем внезапно находил решение и испытывал желание воскликнуть «Эврика!», как это сделал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения. Нейробиологи с помощью томографии проследили, что происходит в мозге в такие моменты. Выяснилось, что эти процессы способствуют лучшей запоминаемости.

Результаты исследования, статья о котором вышла в журнале Nature CommunicationsПо мнению американских и немецких специалистов, ведущих исследование, применение методов, способствующих озарению, в образовании позволит достичь более надежного усвоения знаний.
В эксперименте, проведенном в Германии, участвовали студенты вузов: 20 женщин и 11 мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Участники не имели неврологических или психиатрических заболеваний и противопоказаний для процедуры МРТ. За участие им была предусмотрена денежная компенсация.
Люди пытались решить визуальные задачи — это были черно-белые рисунки простых форм, где не хватало некоторых деталей. Такой же принцип лежит в основе теста Муни. (Mooney Face Test)Направленный на определение возможностей распознавания лиц при использовании минимальных данных.

В другой группе задач добровольцам давали анаграммы – слова с перемешанными буквами. Задача заключалась в том, чтобы поставить буквы в правильный порядок и получить осмысленное слово. Результаты этого исследования опубликованы отдельно.
Во время решения головоломок Участников исследования сканировали с помощью фМРТ после каждого задания. Затем их просили оценить внезапность появления решения, ощущение эмоционального подъема и уверенности в ответе, или же наличие постепенного процесса вынашивания догадки без озарения.
По итогам исследования удалось установить, что инсайт сопровождался всплеском активности в гиппокампе В височных отделах полушарий мозга располагается парная структура, играющая существенную роль в обучении и памяти. Чем отчетливее участники воспринимали озарение, тем сильнее наблюдался всплеск активности.
Исследователи обнаружили, что при узнавании объекта у добровольцев изменялась нейронная активность, особенно в областях вентральной затылочно-височной коры мозга, отвечающей за распознавание визуальных образов. Яркие моменты озарения сопровождались усилением связей между этими участками мозга и их более активным взаимодействием.
Выявленные изменения соответствуют тому факту, что спустя пять суток после процедур МРТ испытуемым предложили выполнить тест на… памятьЗадачи, решения которых были отмечены моментом озарения, сохранялись в памяти значительно лучше. По утверждению учёных, эффект инсайта способствовал почти двукратному ускорению процесса запоминания.
В заключении нейробиологи заявилиДанные проливают свет на процессы в мозгу во время решения креативных задач и подтверждают преимущества эвристического подхода в обучении.