Изучение иностранного языка во взрослом возрасте влечет за собой существенные преобразования в нейронных сетях мозга. Недавнее исследование, проведенное в Германии с участием сирийских беженцев, подтвердило это.
Работу, результаты которой опубликовал журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, исследование было выполнено командой нейропсихологов из Института когнитивных исследований и наук о мозге имени Макса Планка, расположенного в Лейпциге (Германия).
В рамках проекта ученые провели интенсивные языковые занятия для арабоговорящих мигрантов, проживающих в Германии. С помощью магнитно-резонансной томографии исследователи зафиксировали изменения в межнейронных связях, которые позволили иностранцам осваивать и применять в коммуникации новый для них язык.
С помощью современной методики МРТ-трактографии ученым удалось выявить особенности траектории и структурные модификации нервных волокон головного мозга. В рамках шестимесячного исследования нейропсихологи провели детальное сравнение МРТ-снимков высокого разрешения, полученных у 59 арабоязычных участников. Сканирование проводилось в начале языкового интенсива, а также через три и шесть месяцев – в середине и в конце обучения.
Изучение второго языка сопровождается усилением связей между нейронами в языковой сети, расположенной в белом веществе мозга, а также активизацией дополнительных областей, находящихся в правом полушарии.
«По мере обучения наблюдалось усиление связей между областями мозга, отвечающими за язык, в обоих полушариях. Освоение новых слов способствовало укреплению лексических и фонологических структур в обоих полушариях, особенно во второй половине учебной программы, на этапе консолидации», — рассказал один из авторов работы Сюэху Вэй (Xuehu Wei).
Интересно, что нейропсихологи одновременно выявили снижение взаимосвязи между правой и левой полушариями мозга, которая их соединяет мозолистое тело (corpus callosum). Ученые полагают, что уменьшение связей между полушариями мозга указывает на снижение контроля левого полушария, отвечающего за языковые процессы, над правым при освоении второго языка. Это позволяет высвободить дополнительные ресурсы в правом полушарии для изучения нового языка.
Авторы отметили, что динамические изменения в связях мозга напрямую коррелировали с улучшением результатов в языковом тесте Института имени Гёте.
В результате проведенного исследования было установлено, что мозг взрослого человека способен приспосабливаться к новым задачам, изменяя связи между различными областями внутри и между полушариями. Исследователи отметили, что полученные сведения способствовали углублению понимания процессов освоения языков и работы мозга в этот период.