В новых условиях человек способен оценить обстановку и выбрать наилучшие действия. Медики из США и Канады объяснили, как работает мозг при принятии решений в незнакомой ситуации, сравнив активность нейронов с поведением стаи птиц.

Во время обучения нового человека задействуется гиппокамп — участок головного мозга, отвечающий за формирование эмоций, запоминание и навигацию в пространстве. переводить информацию из рабочей памяти в долговременную и «закреплять»Недавно открытый маршрут оказался важнее для обучения, чем считалось прежде.
Нейрохирурги из Калифорнийского технологического института, Университета Торонто, Колумбийского университета и Седарс-Синайского медицинского центра обнаружили, что принятие решений по абстракции и логике зависит от гиппокампа. Это первое исследование, где разумное поведение в нестандартных ситуациях объясняется с точки зрения работы головного мозга. опубликовал журнал Nature.
Абстрагирование помогает игнорировать неважные детали и сосредоточиться на нужной информации для действия. Логический вывод — это применение знаний для обоснованных предположений о мире. Эти процессы важны для познания и обучения.
Во время диагностики эпилепсии у семнадцати пациентов ученые вживили в мозг электроды. Потом участников эксперимента просили решать задачи на компьютере, наблюдая при этом за деятельностью мозга.
Участникам исследования несколько раз показывали по четыре картинки: с человеком, обезьяной, автомобилем и автобусом. Им нужно было нажимать кнопку — либо левую, либо правую — соответствующую правильному названию объекта на изображении. После каждого ответа участника исследование получал сообщение с текстом «правильно» или «неправильно». Когда люди запомнили все правильные ответы и научились выбирать их с помощью кнопок, правила изменились: правильным стал считаться тот вариант из двух предложенных, который участники эксперимента еще не выбирали.
Многие пациенты быстро осознали перемены и самостоятельно установили оптимальные решения без специального запоминания – сделали вывод логическим путем. В этот момент исследователи зафиксировали активность тысяч нейронов в гиппокампе, напоминавшую стаю птиц в полёте или толпу болельщиков на стадионе, которые спонтанно начинают петь вместе. Поведение нервных клеток указывало на то, что у участников эксперимента сложились абстрактные, концептуальные знания, необходимые для выполнения задания. У тех, кто не смог найти верные ответы в новых условиях, такой активности в мозге не обнаружили.

Часть пациентов не смогли понять измененные правила, опираясь на прошлый опыт ответов. Но после разъяснений от исследователей разобрались и в их мозгу появилась та же нейронная структура, что и у участников, успешно выполнивших новую задачу без посторонней помощи.
Это самое важное открытие доказывает, что устная инструкция может создавать образы, получить которые иначе пришлось бы потратить много времени.
Обнаруженная специфическая активность нейронов локализуется исключительно в гиппокампе. Это указывает на ведущую роль данного образования в усвоении абстрактных знаний и формировании логических выводов, а также открывает возможности для лечения заболеваний, затрагивающих его. К примеру, результаты работы позволят глубже понять причины нарушения принятия решений у пациентов с болезнью Альцгеймера, обсессивно-компульсивным расстройством и шизофренией.