Канадские исследователи установили, что недоношенные мальчики демонстрируют признаки ускоренного старения, чего нельзя сказать о недоношенных девочках или детях любого пола, рожденных в срок.
Работа опубликована в журнале Pediatrics. Информация о детях была получена на основе данных, собранных в рамках старейшего в мире люнгитюдного исследования младенцев с низким весом при рождении. За этими детьми осуществлялось наблюдение, начиная с момента начала исследования в 1977 году. Ученые из Университета Макмастера (Канада) использовали эпигенетические часы для изучения генов 45 детей, родившихся с низкой массой тела, и 47 детей с нормальным весом. Затем был проведен сравнительный анализ биологического возраста у этих детей в возрасте от 30 до 35 лет.
Под старением ученые подразумевают хронические проблемы со здоровьем и нарушения в работе органов чувств. Исследования показали, что недоношенные мальчики стареют быстрее, в среднем на 4,6 года, по сравнению с мальчиками нормального веса при рождении. В то же время, существенной разницы в темпах старения между недоношенными и доношенными девочками не было обнаружено.
Неясно, по какой причине у мужчин, родившихся с недостаточным весом наблюдается ускоренное биологическое старение, но ученые говорят: это означает, что пренатальное развитие играет важную роль в этом процессе. Предыдущие исследования, кстати, показали, что недоношенные младенцы мужского пола более восприимчивы к пренатальным стрессам, чем младенцы женского пола. Поэтому специалисты считают, что на скорость старения может влиять то, как дети справляются с физиологическим стрессом до и после рождения.
Исследователи также акцентируют внимание на том, что их работа указывает на важность постоянного контроля за состоянием здоровья детей, рожденных преждевременно. Для минимизации негативного влияния периода внутриутробного развития, они советуют придерживаться сбалансированного питания, воздержаться от курения, обеспечивать достаточный сон и регулярно заниматься физическими упражнениями, а также приобрести навыки управления стрессом и развития социальных связей.