Ритм воспринимается как самостоятельный когнитивный механизм, который начинает функционировать с первых дней жизни. Недавнее исследование подтвердило это, продемонстрировав способность младенцев узнавать ритмические паттерны. При этом, это не только результат способности к статистическому обучению.
Способы, которыми человеческий мозг воспринимает информацию, обрабатывает ее и сохраняет в памяти музыку, давно привлекает внимание ученых. В рамках когнитивной науки даже сформировалось отдельное направление, изучающее эту проблему, — когнитивное музыковедение. Одним із його представників є голландський дослідник, професор Амстердамського університету Хенкьян Хонинг ( Henkjan Honing).
В своей предыдущей работе, в 2009 году Хонинг, совместно с коллегами, работающими в области психологии, нейробиологии и когнитивных наук из различных исследовательских центров и университетов Венгрии и Нидерландов, выявил явные признаки того, что младенцы способны воспринимать ритм — равномерно повторяющиеся акценты в музыке. Считается, что эта особенность играет ключевую роль в способности воспринимать и создавать музыку.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Cognition, ученые подтвердили свои выводы и установили, что мозг младенцев способен различать структурированный барабанный ритм и хаотичную последовательность звуков.
Эксперимент проводился в отделении акушерства-гинекологии и перинатальной интенсивной терапии Военного госпиталя в Будапеште (Венгрия). В исследовании приняли участие 27 новорожденных (12 мальчиков), чьи матери дали согласие на участие детей.
Двум группам младенцев через наушники воспроизводили разные типы барабанных звуков. В одной группе звучали изохронные удары, повторяющиеся через равные промежутки времени, что создавало ощущение пульсации или биения. В другой аудиозаписи использовались те же барабанные удары, но интервалы между ними менялись случайным образом. В результате отсутствовал устойчивый ритм, однако последовательность звуков оставалась запоминающейся и узнаваемой. Таким образом, исследователи разделили понятия восприятия ритма и статистического обучения, которое подразумевает способность распознавать закономерности в поступающей извне информации.
Во время прослушивания новорожденные большую часть времени спали (87% времени приходилось на спокойный сон, а 11% — на активный). Электроэнцефалография, используемая для наблюдения за реакцией младенцев, отображает электрическую активность головного мозга.
Оказалось, младенцы способны воспринимать ритм, при условии, что интервалы между ударами барабана остаются постоянными. Однако, при неравномерном изменении промежутков между ударами, мозг новорожденных не фиксирует ритмический паттерн.
По словам соавтора исследования Иштвана Винклера (István Winkler), данное различие является ключевым и свидетельствует о том, что способность воспринимать ритм заложена в человеке генетически, а не формируется исключительно путем запоминания последовательностей звуков. Исследователь также отметил, что полученные данные наглядно демонстрируют значимость детских стихов и песенок для формирования слухового восприятия у детей.
По мнению Хенкьяна Хонинга, способность воспринимать ритм является базовой характеристикой человека и, скорее всего, внесла значительный вклад в развитие музыкальных навыков.