Согласно последнему исследованию, в котором приняли участие люди с шизофренией, регулярная игра в компьютерную игру Super Mario может оказать существенное положительное влияние на когнитивные способности и общее психическое состояние пациентов.
По данным предыдущих исследований, некоторые видеоигры способны оказывать благоприятное влияние на когнитивные способности, структуру мозга и связи между его отделами у людей без заболеваний. В частности, отмечалось, исследования показывают, что игры в жанре экшен оказывают благотворное влияние на концентрацию внимания и способность к визуально-пространственному восприятию.
Объяснялось это тем, что постоянное и целенаправленное взаимодействие с игрой стимулирует систему вознаграждения в мозге и увеличивает его нейронную пластичность, что подразумевает способность мозга приспосабливаться, формируя новые связи между нейронами.
Учитывая, что у пациентов с шизофренией нередко возникают проблемы с когнитивными функциями и снижается способность мозга к адаптации, немецкие врачи провели исследование, чтобы определить, могут ли видеоигры оказать положительное влияние на их состояние. Результаты опубликовал журнал Translational Psychiatry.
Чтобы оценить выдвинутую гипотезу, исследователи создали две группы участников. Первая включала 95 человек, страдающих шизоаффективным расстройством или шизофренией, отобранных из числа пациентов психиатрического отделения одного из немецких медицинских центров. В состав второй группы вошли 82 здоровых добровольца, не имеющих психиатрических или неврологических проблем.
Игроки были случайным образом распределены по трем группам. В первой и второй группах участники ежедневно проводили по 30 минут, играя в компьютерную игру Super Mario на портативных консолях Nintendo DS — в 3D или 2D-формате, в зависимости от выбранной версии. В третьей, контрольной группе участники читали электронные книги, отобранные из 13 файлов, предварительно загруженных на предоставленные им устройства Amazon Kindle.
Исследование продолжалось в течение двух месяцев. До начала и после его завершения участники прошли когнитивные и клинические обследования, а также функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) с целью выявления изменений в нейронных связях мозга.
Согласно результатам обработки полученных данных, в группах, которые играли в Super Mario, у испытуемых, читавших печатные книги, наблюдалось заметное повышение устойчивости внимания в сравнении с теми, кто использовал электронные книги. Это улучшение соответствовало увеличению функциональных связей в нейронной сети, включающей гиппокамп и префронтальную кору. Гиппокамп вовлечен в процессы формирования памяти, а префронтальная кора отвечает за регуляцию исполнительных функций.
Важно, что у пациентов с шизофренией, игравших в Super Mario, наблюдалось снижение выраженности негативных симптомов, включая ангедонию (неспособность получать удовольствие от привычных занятий) и амотивацию (отсутствие побуждения к выполнению повседневных задач). Также люди, страдающие психическими расстройствами, отмечали улучшение своего самочувствия.
Авторы исследования указали на ограниченное количество участников, поскольку курс смогли завершить лишь 59 пациентов с шизофренией. Однако специалисты пришли к выводу, что эксперимент продемонстрировал потенциал видеоигр как дополнительного способа терапии при тяжелых психических заболеваниях.
В ходе предыдущего исследования, основанного на всестороннем анализе данных клинических испытаний, другая команда ученых установила выводу, улучшение самочувствия пациентов, страдающих психическими расстройствами, возможно даже благодаря вере в эффективность принимаемых медикаментов.