Чрезмерная любовь к красному мясу приводит к неблагоприятным последствиям для здоровья, изменению климата и даже повышает риск возникновения новых пандемий. Однако оно остается популярным продуктом питания, и отговорить людей от его употребления оказалось сложно. Ученые решили проверить, эффективны ли пугающие наклейки на этикетках с мясом, аналогичные с тем, что наносят на сигареты.
По статистике, 72% населения одной лишь Великобритании — потребители красного мяса. Большое количество этого продукта в рационе связано с повышенным риском ожирения, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, бесплодия, диабета. Всемирный фонд исследования рака рекомендовал есть не более трех порций мяса в неделю, но нынешние уровни потребления в Великобритании — от четырех до шести порций в неделю.
Потребление красного мяса также в значительной степени способствует смертности от загрязнения и изменения климата: производство мяса в Китае коррелирует с 90 тысячами смертей, связанных с загрязнением, а в Соединенных Штатах — почти с 13 тысячами смертей. От 12 до 18% антропогенных выбросов парниковых газов приходится на животноводческую отрасль. Недавнее исследование показало, что диеты без мяса могут снизить выбросы парниковых газов, землепользование и потерю биоразнообразия по сравнению со стандартными диетами. Чтобы помочь в борьбе с изменением климата, рекомендуется потреблять как минимум на 20% меньше красного мяса.
Кроме того, Covid-19 и другие зоонозные заболевания иногда связывают с промышленным животноводством (впрочем, эта связь оспаривается).
Ученые решили проверить, сработают ли в этом случае отталкивающие этикетки, как на сигаретных пачках. Такие появились в России 2010 году: они предупреждали, что курение может стать причиной инсульта, импотенции и других проблем со здоровьем. С 2013-го к надписям добавили пугающие рисунки.
В 2017 году мониторинг НМИЦ терапии и профилактической медицины показал, что 78% курильщиков замечали предупреждения на пачках сигарет, 85% вчитывались в их содержание с той или иной регулярностью. Почти 62% опрошенных курильщиков стали задумываться о вреде табака, 51% — об отказе от курения. Но 40% испытывали от вида пачки раздражение либо дискомфорт, 21% порой отказывались от очередной сигареты, а примерно 9% даже пытались лишний раз не смотреть на упаковку — прятали ее в футляр или убирали подальше. На Западе такие этикетки тоже оказались эффективными.
Эту же тактику решили применить специалисты из Даремского университета (Великобритания). В исследовании участвовал 1001 человек, употребляющий красное мясо.
Участникам показывали изображения различных горячих блюд, каждое из которых сопровождалось определенной предупреждающей картинкой и надписью — связанной со здоровьем, климатом, пандемией — или без нее. Например, на одной из этикеток изобразили вырубку лесов и выбросы фабрик, а также надпись: «Внимание: употребление мяса в пищу способствует изменению климата (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, 2020)». Исследование опубликовано в журнале Appetite.
Всего участникам показали 20 вариантов блюд из мяса, рыбы, а также вегетарианские и веганские аналоги. В список вошли бургеры, запеканки, пироги, пиццы, спагетти и так далее. Затем исследователи оценивали реакцию участников на этикетки. Они анализировали множество факторов, включая правдоподобность, вызываемое беспокойство и привлекательность блюда. Участники также высказали свое мнение о том, насколько они поддерживают такую маркировку в качестве национальной меры.
В рандомизированном эксперименте ученые обнаружили, что этикетки с предупреждениями о вреде для здоровья сокращают выбор мясных блюд на 8,8%, климатические этикетки — на 7,4%, а этикетки о пандемии — на 10%. Статистически значимых различий в доле выбранных мясных блюд между различными группами предупреждающих надписей не обнаружили. Это означает, что все пугающие надписи одинаково снижали вероятность выбора мясного блюда по сравнению с контрольной группой.