Негативное влияние рекламы фастфуда и других продуктов с низкой питательной ценностью на детей и подростков, независимо от способа ее представления, может приводить к перееданию и избыточному потреблению калорий. О результатах исследования, подтверждающего это, было объявлено на Европейском конгрессе по ожирению, который проходит в Испании.
Рандомизированное перекрестное исследование провела группа ученых во главе с профессором Ливерпульского университета (Великобритания) Эммой Бойланд, которая специализируется в вопросах детского здоровья и маркетинга продуктов питания. К эксперименту привлекли 240 учащихся школ от семи до 15 лет одного из регионов Англии.
В рамках исследования школьникам в разное время демонстрировали или воспроизводили рекламу в течение пяти минут. В одних случаях рекламировались продукты с высоким содержанием сахара, соли и жиров, а в других — товары, не имеющие отношения к еде. После этого ученые фиксировали объем калорий, потребленных детьми во время перекуса и обеда, которые им были предложены. Также проводился замер роста и веса детей для расчета индекса массы тела. В исследовании учитывался и социально-экономический статус семей школьников.
Проведя сравнительный анализ, исследователи выяснили, что после просмотра рекламы нездоровой пищи дети потребляли на 130 килокалорий больше в среднем. Этот эффект наблюдался вне зависимости от социально-экономического статуса и типа рекламы — независимо от того, распространяется реклама через социальные сети или телевидение, в формате аудиоподкастов или в виде статических баннеров. Подобную тактику использовали даже в рекламных кампаниях, где демонстрировались исключительно торговые марки, без представления конкретных товаров.
Исследователи зафиксировали, что каждый дополнительный балл в индексе массы тела связан с увеличением потребления продуктов питания на 17 килокалорий. Это указывает на повышенную восприимчивость к негативным факторам у детей, имеющих избыточный вес.
«Уже непродолжительное воздействие рекламы продуктов, богатых жирами, солью и сахаром, способно привести к перееданию, а в перспективе — к увеличению массы тела, в особенности у молодежи, которая более чувствительна к рекламе и находится в процессе формирования пищевые привычки будут влиять на здоровье в течение всей жизни», — подчеркнула Бойланд.
Полученные данные остаются значимыми, поскольку детское ожирение наблюдается во многих странах. С целью уменьшения распространенности этого явления, в ряде государств обсуждается возможность введения ограничений на рекламу продуктов, представляющих угрозу здоровью. В Великобритании уже существуют подобные правила заработают с октября 2025 года: рекламу фастфуда в интернете запретят, а на телевидении ее показ разрешат только после девяти часов вечера.
Ранее другая научная работа показала: употребление вредных продуктов в течение всего пяти дней способно вызвать неблагоприятные изменения в обмене веществ, затрагивающие печень и мозг у здоровых молодых людей, не страдающих избыточным весом.