Ранний роды (до 37 недели беременности) увеличивают риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также проблем с социализацией и обучением у ребенка. В то же время психиатры из США выявили три группы по когнитивным способностям среди недоношенных детей, одна из которых даже опережает в развитии тех, кто родился в срок.

Ранние роды могут навредить ребёнку и матери. Исследования показывают, что . повышаютУ женщин выше риск инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний. связаныУ недоношенных детей может быть снижено интеллектуальное развитие. Однако утверждать о равных рисках для каждого случая – неправильно.
Ученые из Нью-Йоркского университета выяснили, что детей, родившихся раньше 37 недели беременности, можно разделить на три группы по когнитивным способностям. У многих результаты тестов будут лучше, чем у появившихся на свет с 37 по 40 неделю. появилась в журнале Child Development.
В исследовании приняли участие 1891 преждевременно родившийся ребёнок. Ребятам из выборки было от девяти до одиннадцати лет. Прошли тесты, оценивающие когнитивные способности (например, мышление, логические рассуждения, память) и поведение, в частности умение обращать внимание и концентрироваться.
Тестирование выявило три нейрокогнитивных профиля. 19,7% детей показали результаты выше, чем дети, родившиеся в срок. Второй профиль принадлежит 41% детей с результатами выше нормы в тестах на память, словарный запас и чтение, но ниже нормы в заданиях по распознаванию образов и рабочей памяти.
В третий профиль вошли 39,3% детей из выборки.
Все задания выполнили хуже, чем положено норме.
Дефицит внимания наблюдался почти в четыре раза чаще, чем у детей из первой группы, а оценки в школе были ниже.
В первой группе средний балл «отлично» получили 66,47% детей, во второй — 60,69% школьников учились на «отлично» или на балл выше среднего. В третьей группе дети с результатами, превосходящими средний уровень, составляли всего 32,21%.
У детей, отнесённых к третьему нейрокогнитивному профилю, объем мозга и площадь поверхности серого вещества были в среднем на 3% меньше, чем у участников исследования из первой группы. Эта особенность не была связана с преждевременностью рождения.
Исследование опровергает мнение о том, что все недоношенные дети имеют когнитивные и поведенческие нарушения. Психиатрия не основывается на общем диагнозе, так как два пациента с одинаковым диагнозом, например преждевременными родами, могут иметь совершенно разный опыт.
Исследователи планируют изучить влияние объема мозга на когнитивные и поведенческие особенности недоношенных детей, а также выделить общие факторы у детей с низкими результатами тестов. Также необходимо понять, что позволило недоношенным детям первой группы превзойти рожденных в срок.
Авторы публикации особо отметили важность равных возможностей для получения надлежащего ухода у всех детей, рождённых до 37 недели беременности. Дети, которым почти каждый день оказывают речевую, физическую и поведенческую терапию, что чаще встречается в обеспеченных семьях, как правило, лучше справляются с учебными тестами, но есть и другие факторы. Например, дети из сообществ с более широким охватом медицинского страхования реже относились к третьему профилю.