«Астрология — наука точная: пришел четверг — жди пятницу». Современники подшучивают над гороскопами, а вот древние видели в астрологии и проявление высшего разума, и советы на все случаи жизни, и график времени разбрасывать и собирать камни. Времени наши предки уделяли не меньше внимания, чем мы, поэтому создавали многочисленные календари. Рассказываем, как календарь связан со знаками зодиака, при чем здесь бабье лето, почему Овны — на самом деле, Рыбы и в связи с чем делить год на 12 месяцев — удобно, но неправильно.
Сразу отвечаем на последний вопрос: потому что звезды разбросаны по небу как попало. Если в созвездии Девы Солнце находится 45 дней, то в Скорпионе — всего семь. Несмотря на столь очевидный факт, астрологи всего мира продолжают с упоением рассказывать, что «пока Сатурн в Близнецах, Водолеям лучше не совершать крупных покупок, а Козерогам — воздержаться от деловых переговоров».
Книга книг
Археологических комплексов, которые претендуют на календарные и астрономические системы, существует великое множество. Самый известный из них — Стоунхендж. Но сама система месяцесловов, конечно, появилась задолго до него. Некоторые ученые полагают, что какая-то схема летоисчислений могла зародиться еще в эпоху мустьерской культуры — 120-140 тысяч лет назад. Земледелия тогда, правда, и в помине не было, а вот миграции животных были. Так что нашим далеким предкам непременно надо было определять время кочевки каких-нибудь бизонов — от этого зависела их жизнь.
Но прообраз настоящего календаря появился, вероятно, лишь с началом сельского хозяйства. Понятно почему: даже современные садоводы сверяют график своих посадок с лунным календарем, что уж говорить про древних. Календарь стал для них Катехизисом, Библией, Книгой книг. Его содержание неизменно, как смена времен года, и сакрально, как слово божье. Знаков зодиака, которые мы знаем сегодня, в таких календарях, правда, еще не было, но были их предшественники, история которых запутана, как квантовые состояния.
Один из первых календарей известен со времен древнего Египта. Его возраст — семь тысяч лет. А создали его еще полукочевые племена скотоводов. Он представлял собой годичный календарный круг, в котором начало года отмечалось появлением на небе Сириуса. По этой звезде живущие здесь племена могли узнавать начало сезона дождей, когда Нильские берега превращались в плодородную долину, пригодную для выпаса скота. Примерно в это же время, кстати, на территории современной Германии появился знаменитый Гозекский круг — неолитическое сооружение, состоящее из нескольких концентрических рвов диаметром 75 метров и двух палисадных колец с воротами. Гозекский круг, вероятно, был астрономическим комплексом.
Пуп Земли
Но едва ли для кого-то календарь был так важен, как для шумеров. Когда их предки попали на территорию южного Двуречья, перед ними предстала довольно унылая картина: красноватые холмы, покрытые безжизненной глиной и редкими колючками, в которых кишели змеи. Прибавьте к этому чудовищную жару, бесконечные разливы Тигра и Евфрата, и, как следствие, тучи мошкары. Местному населению изо всех сил приходилось выживать. А трудности, как известно, — хороший фактор личностного (читай: культурного) роста. Не удивительно, что всего за несколько веков полудикие местные племена совершили, можно сказать, научно-техническую революцию.
Например, изобрели письменность и усовершенствовали календарь. Ведь от последнего зависели разливы двух великих рек, которые уносили каждый год тысячи жизней, смывая целые поселения. Согласитесь, точный прогноз сезона дождей и наводнений был архиважен, а значит, и календарь. Правда, у каждого города в Двуречье он был свой (ведь здесь, как известно, не было централизованного государства, как в том же Египте). Был свой календарь и у небольшого шумерского поселения Ниппура, который появился в III тысячелетии до н. э. — именно он станет главным календарем во всем Двуречье, а позже будет основой для месяцесловов Вавилона и Древней Греции. А из эллинистической традиции, в свою очередь, к нам придут современные названия знаков зодиака. Но об этом известно всем, а вот об их предыстории — нет. Ее истоки мы и попробуем проследить.
Так почему основу для календаря и зодиакальных знаков задал небольшой город Ниппур? В своей книге «Ниппурский календарь и ранняя история зодиака» известный востоковед-шумеролог Владимир Емельянов объясняет это так: шумеры почитали крошечный Ниппур как священный центр, ведь он и в самом деле находился как раз по центру Месопотамии. Поэтому ее жители, которые, как и все древние, мыслили буквально, верили, что Ниппур и есть первогород человечества. Он создан самим Энлилем, «господином Дуновение», верховным шумерским богом, который отделил небо от земной юдоли и завязал пространство между ними в узел — «пуп Земли». На этом месте и возник Ниппур, а в нем — календарь, созданный самими богами. Это был типичный и мало чем отличающийся от других месяцеслов, деливший год на 360 дней, 12 месяцев, а времена года на два периода с нехитрыми названиями — Жара и Холод.
В каждом месяце вступали в свои права различные силы природы, которые, по сути, были одновременно и божествами. От них зависело предсказание на этот период времени. Схема таких прогнозов была проста: «Если в месяце N он (человек, царь) что-то сделает — то результат будет таким-то. Исход дела зависит здесь от правильно выбранного месяца или положения планет в данный месяц», — пишет в своей книге Владимир Емельянов. Впрочем, поначалу предсказания предназначались исключительно для высокопоставленных особ и лишь позже распространились на простых смертных.
Знаки судьбы
Они же — будущие знаки зодиака. Происхождение некоторых из них слишком загадочно даже для опытных шумерологов, а вот историю других можно довольно уверенно проследить с самых древнейших времен. Каждый из этих знаков был приурочен к тому или иному месяцу года. Последний начинался у шумер в марте-апреле, как во многих традиционных календарях. В первую очередь в египетском, где начало года было приурочено к разливу Нила. Можно предположить, что и в Месопотамии, где реки тоже разливаются в конце марта, год тоже начинался с этого события. Это и понятно — жизнь древних цивилизаций в столь жарком климате полностью зависела от их полноводных рек. Как и у многих других народов, символика начала года у шумер была связана с победой над силами хаоса, половодьем и созданием новой тверди, а еще — с избранием нового правителя. И все эти процессы находились под пристальным контролем звезд.
Первый месяц нового года в Месопотамии начинался в конце марта (вероятно, в день весеннего равноденствия), а заканчивался в середине апреля. Назывался он витиевато — бараг-заг-гар-ра (в переводе: «обновление престолов в святилищах»). Не удивительно, что предсказания на этот месяц были связаны с обновлением всего и вся (кстати, следы этой традиции можно увидеть и сегодня — достаточно посмотреть астрологический прогноз на январь). Символом бараг-заг-гар-ры была «бара» — ось и священная опора мира. Именно она каким-то хитроумным образом позже превратится в знак Овна. Как именно, неизвестно. Впрочем, в одном из известных шумерских трактатов MUL.APIN VIII века до н. э. есть подсказка — в связи с первым месяцем года упоминается некий овечий пастух по имени Думузи, который изображен с головой барана.
А еще именно в этот период вавилоняне приносили в жертву белых ягнят и, как уже было сказано выше, выбирали правителя. Есть мнение, что в древности смена власти для экс-руководителя означала неминуемую смерть, но позже смерть реального правителя, вероятно, стала носить символический характер — вместо царя в жертву богам приносили животных. Кстати, именно в первом месяце еврейского года — ниссане — в жертву, как известно, принесли другого «божьего агнца», Иисуса Христа. А до этого древние евреи исправно клали на алтарь животных. «Ведь Библия предписывала в полнолуние первого весеннего месяца (…) отмечать праздник пасхи. В этот день древние евреи-скотоводы приносили богам очистительные жертвы (ягнят и голубей), а позднее пасха была приурочена к началу жатвы ячменя и первый сноп посвящался богу», — пишет Иван Климишин. Да что там евреи — даже российская Масленица тоже символизирует собой и начало нового года, и «смерть» старого. Недаром в этот день сжигают масленичное чучело.
Второй месяц у шумер соответствует нашему апрелю-маю, а название его — гуд-си-са — переводится как «направление волов на плужную вспашку». В этот период на территории современного Ирака (бывшей Месопотамии) уже довольно жарко, на этот же месяц приходится пик половодья. Шумеры собирали в это время урожай озимых пшеницы и льна, выводили из хлева коров. Кстати, в Греции в это же время проходил праздник пастухов Артемиды, а у славянских племен 23 апреля по старому стилю проводился пастушеский праздник выгона скота на Юрьевскую косу. «Считалось, что креативная мощь быка и животворные соки земли влияют на плодородие всего сущего — от самой земли до брачащихся пар… Космический брак Неба и Земли (…) — таков ритуально-календарный смысл второго ниппурского месяца», — пишет Владимир Емельянов. Не удивительно, что символ этого месяца — Бык, он же Вол, он же — Телец.
Близнецы, Троица и бабье лето
Сиг-у-шуб-ба-гар — так именовали шумеры май-июнь, который был связан с началом строительных работ. Поэтому название месяца переводится как «помещение кирпича в форму». Какой тут может быть символ? Кирпич? Ан нет — миф, связанный с этим месяцем, повествует совсем не о кирпичах, а о богах-близнецах: Сина — божестве света, и Нергала — тьмы. Истоки этой связи не вполне ясны — ученые выводят ее из хитросплетения шумерских мифов и отношений одних божеств с другими. «В целом символика третьего месяца довольно прозрачна: существует явленное и его прообраз (кирпич и форма), находящиеся между собой в родстве и обладающие внешним сходством, причем прообраз понимается как сокрытое и завладение им означает не только материальное приращение, но и расширение интеллекта.
Соединение кирпича и формы, явленного и сокрытого способствует процветанию человека (образом процветания у многих народов является новый дом (который, по понятным причинам, связан с кирпичами, — прим. авт.)). Таким образом, ритуально-календарным смыслом третьего ниппурского месяца является культ родства-двоичности, символизирующего единство явного и тайного, образа и формы, и лежащего в основе представления о доме как месте хранения сокровищ», — пишет Емельянов.
Этот же культ двоичности есть в мифах других народов, в том числе в славянском празднике Троицы, которую отмечают на 50-й день Пасхи, то есть в мае-июне. Поясняем: мифы о близнецах часто связаны с неким деревом, возле которого расстаются братья, уходя в странствия по миру. Троица тоже связана со священным деревом, возле которого собираются молодые девушки — они называют друг друга кумой и завивают ветви дерева, которые должны сплестись, подобно судьбам двух братьев.
Месяц ити-су-нумун или «месяц рука-семя» — это июнь-июль. В этот период пахали, боронили и сеяли. И связь всего этого с символом зодиакального Рака проследить сложно. Вероятно, она появилась позже. Так, в древнегреческой мифологии этот знак зодиака отождествляется с раком из второго подвига Геракла: во время борьбы с Лернейской гидрой все животные были на стороне главного силача Эллады, и лишь зловредное членистоногое осмелилось выпрыгнуть из болота и укусить Геракла за ногу, за что тут же было раздавлено могучей геркулесовой пятой. Но богиня Гера, ненавидящая древнегреческого культуриста, превратила рака в созвездие. По мнению Емельянова, изначальный символ рака может означать движение Солнца назад (ведь и рак пятится назад) — в подземный мир, когда после летнего солнцестояния дни становятся короче, а ночи — длиннее.
Символ августа-сентября, как известно, Дева. В Ниппурском календаре этот период назывался кин-Инанна, то есть «месяц обряда богини Инанны». Инанна — шумерская богиня плодородия и обильного урожая. В этом месяце Инанна возвращается из подземного мира на землю, очищенная от грехов. В подземелье же отныне будет происходить работа по воспроизводству изобилия в следующем сезоне. А теперь сравните праздник Персефоны, дочери древнегреческой богини плодородия Деметры (а у римлян — Дианы), который жители Эллады также отмечали в конце лета — начале осени. Братья-славяне тоже времени даром не теряли и устраивали в августе-сентябре праздник урожая Дожинки с почитанием языческого божества — Матери Сырой Земли, который позже, вероятно, перекочевал в Успение Богородицы и… бабье лето. Да-да, эта таинственная часть года связана с женским образом плодородия, отсюда и характерное название. Не удивительно, что символ этого месяца — Дева, которую изображают с колосом в руках — знаком урожая.
Потеряны в веках
История остальных знаков зодиака туманна, как следующая за сентябрем вторая половина шумерского года — Холод. Первый ее месяц, октябрь, символизировал возвращение к началу мирового порядка, подготовке природы к зиме и новым посевам. Название его Дуль-Куг переводится как «месяц Священного Холма», то есть первого холма в бескрайнем океане, с которого, согласно верованиям шумер, начиналась жизнь. Природа в этом месяце начинает замирать, а местная мифология утверждает, что в эту пору наступает равновесие между миром живых и мертвых. Не исключено, что как раз это связывает октябрь со знаком зодиака Весы. В Ниппурском календаре сведений об этом нет — Весы как зодиакальный символ выходят на свет божий только в текстах Персидского и Селеквидского периодов.
Упоминание о «человеке со стрелой» (отсылка к Скорпиону) и «рыбокозленке» (Козерогу), ассоциирующимися с ноябрем и декабрем, есть в период, когда Нововавилонское царство частично оказывается под влиянием горных племен — касситов. Впрочем, происхождение этих символов пока неясно, не так-то легко их вытянуть со всей однозначностью из непростых хитросплетений разных местных мифов и игры шумеро-аккадских слов. Ничего не известно и о Водолее, хотя Владимир Емельянов осторожно предполагает, что этот знак мог символизировать сезон дождей, который наступает на территории Ирака в январе-феврале. То же самое можно сказать и о символе Льва, то есть… ничего не сказать. Известно, правда, что в июле-августе, согласно шумерским мифам, это период ассоциируется с полумифическим царем Гильгамешем, который на одном из ассирийских барельефов изображен со львенком (возможная ассоциация со львом).
А вот с Рыбами все проще. Месяц, соответствующий февралю-марту, в Ниппурском календаре назывался се-гур-ку — «месяц жатвы» или, согласно другому переводу, «когда сжинается ранний ячмень». «Семантика жатвы и рыбьих хвостов (либо самих рыб) указывает на конец нового цикла и готовность к переходу в следующий. Все поглощается водой и растворяется в ней. С другой стороны, злаки на полях сжинают, а бесплодная земля, не хранящая ничего внутри, пустая после жатвы, остается такой же пустой и нагой снаружи. Абсолютная пустота», — пишет Емельянов.
Но почему герои шумерских мифов вдруг взлетели к небесам и превратились в созвездия? Отчасти их поместили туда сами шумеры, а отчасти — евреи, которые заимствовали их у наследников шумер — вавилонян. Как и современные люди, не пользующиеся научной картиной мира, древние обожали ориентироваться по всевозможным «знакам судьбы» и видели их буквально повсюду. К счастью, попутно они замечали и реальные закономерности в природе. Например, то, что определенное сочетание звезд — созвездие — в тот или иной период появляется на горизонте ночного неба, в то время как другое такое же созвездие исчезает.
Так месяцы стали связывать с небесными светилами и, конечно, с предсказаниями. То же самое астрологи и им сочувствующие делают до сих пор. Но есть одна проблема — со времен шумеров и вавилонян созвездия давным-давно сместились (ведь земная ось под воздействием Луны и Солнца, как известно, медленно, но верно меняет свое направление; это называется прецессия). Так что Овны — на самом деле Рыбы, а Весы — Девы. А вот Стрельцы вполне могут оказаться Змееносцами. Ведь более точные астрономические приборы показали — созвездий не 12, а 13 — древние не знали про созвездие Змееносца, которое находится между Стрельцом и Козерогом, что окончательно подрывает «авторитет» астрологической «науки».