Жрецы Паленке использовали человеческие кости в качестве украшений

В ходе раскопок древнего города майя мексиканские археологи обнаружили украшение для носа, изготовленное из большеберцовой кости человека.

Сотрудники Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) сообщили об уникальной находке, сделанной во время исследования одной из частей дворца в Паленке. Археологи обнаружили в земле костяное изделие, украшенное изображением бога кукурузы и плодородия цивилизации майя.

Паленке – это общепринятое наименование столицы древнего государства майя Баакуль. Оно просуществовало в классический период (IV-X века нашей эры) и достигло пика своего развития в конце VII века нашей эры. Причины упадка Баакуля по-прежнему вызывают споры среди ученых.

Самая поздняя достоверная датировка, найденная в Паленке, связана с 799 годом (надпись на сосуде). Однако, на основании косвенных данных, можно предположить, что население города продолжало существовать до середины IX века.

В настоящее время археологический комплекс Паленке охватывает три храма и дворцовую постройку. Дворцовый комплекс включает в себя ряд зданий, отличающихся друг от друга по архитектуре. В некоторых из них прослеживается заметная симметрия, однако она не является определяющей чертой всех построек.

Археологи верили, что именно эта симметрия проявляется в конструкции, которая получила условное название Дом С (Casa C де El Palacio): На северной стороне здания располагается лестница, и, вероятно, аналогичная конструкция имелась и на южной.

У подножия стены, вместо лестницы, ученые обнаружили фрагмент пола, который отличался от окружающей его территории. При удалении верхнего слоя было выявлено углубление диаметром 26 сантиметров и глубиной 30 сантиметров, содержащее глинистый грунт с фрагментами древесного угля.

На этой выжженной земле были обнаружены семена, кости рыб, черепах и мелких млекопитающих, обсидиановые осколки (вероятно, лезвия ножей), несколько крупных фрагментов древесного угля и костяное украшение. Вход в полость был засыпан кусками земли.

Археологи сообщают об обнаружении ритуального подношения, сделанного в честь завершения строительства Дома С. Ученые полагают, что оно было установлено в позднеклассический период, охватывающий 600-850 годы нашей эры. Семена, кости и различные предметы были помещены в костер и сожжены, а после этого останки были захоронены у подножия стены.

Согласно заявлениям ученых, обнаруженная костяная деталь (точнее, ее фрагмент) изготовлена из большеберцовой кости человека и является частью ритуального облачения правителей и жрецов Паленке. Этот элемент крепился на носу. Его размеры скромны: длина составляет 6,4 сантиметра, ширина – 5,2 сантиметра.

На некоторых рельефах и скульптурах из Паленке можно увидеть подобные украшения, которые изображают представителей знати. Изначально это была своего рода маска, оснащенная гребнем, расположенным вдоль носа и выступающим над лбом её обладателя.

Изделие не только вырезали из человеческой кости, но и украсили изящным орнаментом. На левой половине изделия выгравировано изображение человека в птичьем головном уборе и ожерелье из шарообразных бусин. На его левой руке присутствует глиф майя ak’ab’, что переводится как «тьма». Правая рука удлиняется и врезается в гребень, чтобы продолжить свой путь на другой стороне изделия, где он держит длинный тонкий предмет.

По мнению исследователей, на маске изображен К’авииль (K’awiil), бог, отвечающий за кукурузу и плодородие, занимавший важное место в пантеоне майя. Традиционно его представляли в виде человека с вытянутой головой, что являлось символом початка кукурузы.

По мнению исследователей, предмет, который он держит в руке, представляет собой погребальный свиток. Подобные свитки являлись частью погребальных традиций майя и нашли отражение на рельефах. В изображении на свитке, находящемся в руке бога, можно увидеть своего рода проход в мир мертвых.

Вероятно, тот, кто надевал такую маску, на время проведения обрядов воплощал божество, например, во время начала или завершения строительства. Однако, в подобной ситуации не совсем ясно, каким образом фрагмент маски попал в костер вместе с другими подношениями.

Впереди у исследователей значительный объем работы. Она даст возможность разобраться в технологии изготовления, установить виды орудий труда и состав клеевого состава, которым предмет был прикреплен к переносице.