Японский император погребен не в том месте.

Исследование артефактов из захоронения Имасиродзука в префектуре Осака позволяет предположить, что императора Кейтая похоронили не на месте, указанном ранее.

Пример захоронения типа саркофага. / ©japantimes.co.jp / Автор: Татьяна Соловьёва

Период Кофун — одна из самых таинственных и малоизученных эпох истории Японии. Кофун — это тип погребения, курган. Название происходит от китайских погребальных комплексов, но в Японии оно используется для обозначения определённого вида захоронений: сложно устроенный курган слегка вытянутой формы с верхушкой, похожей на замочную скважину.

Погребения такого типа возникают на острове Хонсю приблизительно в середине III века нашей эры. Это начало периода Кофун — и начала эпохи Ямато, будущей японской государственности. Сложное устройство погребальных курганов кофун предполагает захоронение не всех даже из местной знати. Современная точка зрения гласит, что такие курганы возводили только для правителя или его ближайших родственников. Последним императором периода Кофун был Кэйтай.

Расположение захоронений Имасиродзука и Одатяусуяма.

Став двадцать шестым императором Японии, правил он с 507 по 531 год. По данным «Нихон сёки»Кэйтая похоронили в Авино, древнем районе нынешней префектуры Осака. В Авино две больших гробницы — Имасиродзука и О:датяусуяма, которые относятся к первой половине VI века.

Из-за разногласий среди учёных разных эпох о принадлежности курганов императору Кэйтаю правительство периода Мэйдзи определило курган О:датяусуяма как императорское захоронение и предоставил ему особый статус, как и всем императорским усыпальницам. Такой статус не допускает свободного посещения и научного изучения территории погребального комплекса.

Курган Имасиродзука доступен для исследования, и археологи трудились на нём не одно десятилетие. Ирина Гнездилова из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обобщила результаты раскопок и пришла к выводу, что император мог быть погребен именно в кургане Имасиродзука. работа опубликована в журнале Проблемы исследований археологии, этнографии и антропологии Сибири и прилегающих регионов. . Посмотрим на ее аргументы.

Гнездилова подчеркивает сложность устройства погребения. Раскопки выявили систему насыпей, рвов и валов, свойственных позднему периоду Кофун. Курган Имасиродзука был разграблен, в том числе и погребальная камера. В ней археологи нашли сотни фрагментов туфа двух цветов — белого и розового. Предполагается, что это остатки саркофага, а камень для него транспортировали из различных мест.

Найден очень богатый погребальный инвентарь: оружие, доспехи, украшения и лошадиную сбрую. Для грабленного захоронения это редкий случай. Возможно, у грабителей было мало времени или ограбили только самые ценные вещи. Обнаруженные предметы свидетельствуют о том, что в кургане похоронили мужчину.

Археологи обнаружили многочисленные фигурки, называемые «ханива», представляющие собой керамические скульптуры людей, животных, предметов быта и домашней утвари. В «Нихон сёки» рассказывается о появлении обычая класть ханивы в могилы. Перед восшествием на трон 11-го императора Японии Суйнина умер его дядя. По традиции с ним похоронили свиту — живых людей. Крики заживо погребенных так повлияли на Суйнина, что он приказал изменить обычай и вместо людей и животных хоронить ханивы.

Ханива, изображающая лошадь / ©wikipedia.org

В источнике «Нихон сёки» говорится, что ханивы ставили исключительно в гробницы императоров, а найденная в кургане Имасиродзука коллекция является самой большой из всех известных до настоящего времени.

Курган О:датяусуяма был признан императорским погребением в период с не очень развитым археологическим подходом в Японии. Из-за невозможности современных исследований его приходится опираться на косвенные сведения, сравнивая их с данными, полученными при изучении кургана Имасиродзука.