Яйца — ключ к тайнам старых мастеров.

Во второй половине XV века итальянские живописцы меняли методы работы, предпочтительно используя масляные краски вместо яичной темперы. Однако некоторые мастера продолжали работать с яйцами.

«Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли, примерно 1490-1492 годы. Ранее полагали, что полотно выполнено темперой. Теперь выяснилось, что процесс создания картины был более сложным.

В пятнадцатом веке началась история европейской масляной живописи. До этого художники использовали темперу, которую готовили из сухих пигментов с куриным яйцом (или только желтком и небольшим количеством воды). Темпера отличалась нестабильностью: финальный цвет красок и сохранность полотна сильно зависели от условий высыхания картины.

Итальянский художник и писатель Джорджо Вазари утверждал, что голландский живописец Ян ван Эйк в первой половине XV века придумал разводить порошки красок растительными маслами, создав таким образом новую технику живописи. Подтвердить это утверждение трудно: есть примеры использования похожих красок раньше, но они единичны. Ван Эйк мог быть как изобретателем, так и популяризатором этой техники, с немалым успехом.

«Мадонна с гвоздикой», раннее произведение Леонардо да Винчи, написано маслом. После высыхания краски почему-то покрылись морщинами.

В конце XV века Пьеро делла Франческа перешел к масляной живописи, оказав большое влияние на вкусы и взгляды художников того времени. Ранние работы созданы яичной темпера, поздние — преимущественно маслом. Масляные краски были более пластичными, удобными в работе и предсказуемыми при высыхании.

Недавно химики, изучающие картины старых мастеров, нашли в масляных красках следы яичного желтка.

Мастера могли продолжать применять яичную температуру как подмалевок, а затем покрывать его маслом.

В журнале Nature Communications вышла работаАвторы полагают, что художники использовали желток для улучшения свойств масляных красок: устранения проблем с влажностью, морщинистостью и пожелтением.

Итальянские художники при изучении у северных мастеров технологии масляных красок и техники масляной живописи столкнулись с некоторыми трудностями. Сушка картин проходила более предсказуемо, но иногда поверхность слоя краски приобретала вид морщин. некоторыми ранними произведениями Леонардо да Винчи.

С помощью газовой хроматографии, масс-спектрометрии и анализа аминокислот исследователи изучили картину «Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли. Работа создана во второй половине XV века, и долгое время считалось, что художник использовал темперу. Теперь выяснилось, что флорентиец применял две техники: писали и темперой, и маслом. При этом масляные краски не являлись обычными.

В фрагменте картины «Оплакивание Христа» Боттичелли ступню Святого Иоанна создали с помощью яичной темперы, а траву на первом плане — масляными красками.

Изучение шести образцов краски показало, что все изготовлены из смеси пигмента с растительным маслом, но также содержат следы белков из желтка куриных яиц. Желток в масляной краске явно добавили преднамеренно. Подобные данные получены по ряду других работ старых мастеров.

Такое выглядит необычно, ведь технологии изготовления разных красок по трактату «Книга об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини нам известны. Он описал несколько методов, но ни один из них не включал добавление яиц в масляные краски. Задаётся вопрос: улучшало ли такое добавление характеристики красок.

Ученые установили, что белковые соединения желтка куриного яйца создают тонкий слой вокруг частиц пигмента, который препятствует поглощению ими воды из влажной среды. Слой масляных красок с таким добавлением приобретал большую твердость, а поверхность становилась более матовой. Благодаря этому слои краски не деформировались во время сушки.

Антиоксиданты в составе яичного желтка предохранили от пожелтения при сушке, замедляя процесс взаимодействия кислорода с масляными компонентами.

Великие художники, вероятно, сами совершенствовали технологии изготовления красок, улучшая их свойства. Ученые обращают внимание на важность своей работы не только как источника новой информации по истории искусства. Понимание состава красителей крайне полезно для реставраторов и хранителей произведений живописи.