Секретное оружие Третьего Рейха: мифы и реальность

По мере приближения нацистской Германии к окончанию Второй мировой войны ее руководство все больше полагалось на так называемое «чудо-оружие». Однако крах Третьего Рейха привел к тому, что эти разработки оказались забыты и стали доступны странам-победительницам.

Следует отметить, что целью было не только разработка новых видов вооружения, но и стремление нацистских инженеров к полному технологическому доминированию над врагом. И на этом пути Германии удалось достичь значительных успехов.

Авиация

Немецким конструкторам удалось добиться значительных успехов, особенно в области авиации, в частности, при разработке реактивных самолетов. Хотя первые модели и имели свои недостатки, они демонстрировали явные преимущества. Прежде всего, это более высокая скорость по сравнению с самолетами с винтовыми двигателями и более мощное вооружение.

Германия превзошла все другие воюющие стороны по количеству реактивных машин, примененных в боевых действиях. В качестве примеров можно привести первый серийный реактивный истребитель Me.262, истребитель He 162, получивший название «народный истребитель», и Ar 234 Blitz – первую в мире реактивную бомбардировку. Также у немцев был ракетный истребитель-перехватчик Me.163 Komet, оснащенный жидкостным ракетным двигателем и способный находиться в воздухе не более восьми минут.

Heinkel He 162 получил неофициальное название «народный истребитель», поскольку предполагалось, что это будет широкодоступный и простой в освоении реактивный самолет. Он был оснащен двумя 20-мм пушками MG 151 и мог достигать скорости до 800 км/ч. К моменту окончания войны было произведено всего 116 экземпляров He 162, и они практически не участвовали в боевых действиях.

Эти самолеты выпускались массово и применялись в боевых действиях. К примеру, среди всех государств антигитлеровской коалиции лишь Великобритания располагала в период войны реактивным истребителем – Gloster Meteor. Однако британцы использовали его исключительно для обороны от немецких крылатых ракет «Фау-1» и не задействовали в воздушных боях.

При обсуждении немецких реактивных самолетов стоит отметить, что некоторые модели применялись гораздо чаще, чем другие. Ракетные истребители Me.163 совершили лишь незначительное количество боевых вылетов, в то время как Me.262 получили широкое распространение на Западном фронте и были ответственны за уничтожение 150 вражеских самолетов. Недоработанность стала общей проблемой для немецких реактивных истребителей, что вызывало большое количество аварий и катастроф. Именно в результате этих происшествий была утрачена значительная часть новой техники Люфтваффе. Постоянные бомбардировки американской и британской авиации привели к тому, что к завершению войны немцам не удалось устранить даже основные недостатки Me.262, несмотря на возлагавшиеся на этот истребитель большие надежды).

Немецкий истребитель Messerschmitt Me.262 обладал внушительным арсеналом – четырьмя 30-мм пушками MK-108. Одного лишь залпа было достаточно, чтобы вывести из строя тяжелый бомбардировщик B-17. Однако в маневренных винтовых истребителях тяжело было тягаться с этим двухмоторным самолетом (ограничением являлся невысокий темп стрельбы пушек MK-108). Замечено, что советский летчик-ас Иван Кожедуб сбил один такой самолет.

О самолетах, о которых мы упомянули, широкую известность приобрели. Однако ряд авиационных проектов Германии так и остался незамеченным. В числе таких проектов — экспериментальный боевой самолет Horten Ho IX – первый в мире реактивный самолет, созданный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Его разработку осуществили в рамках программы 1000*1000*1000. Эта программа предполагала, что скорость должна была достигать 1000 км/ч, дальность – 1000 км, а бомбовая нагрузка – 1000 кг. Horten Ho IX совершил несколько испытательных полетов в 1944-1945 годах, но в боях участия не принимал.

Турбореактивному истребителю Focke-Wulf Ta 183, разработанному известным немецким авиаконструктором Куртом Танком, не повезло больше. Этот самолет так и не взлетел, однако оказал значительное воздействие на эволюцию авиации. Конструкция Ta 183 отличалась новаторством: машина имела стреловидное крыло и необычное расположение воздухозаборника. Впоследствии эти технические решения нашли применение при создании советского истребителя МиГ-15 и американского F-86 Sabre – знаковых самолетов послевоенного времени.

В ходе Второй мировой войны основным средством ведения воздушных боев оставались пушки и пулеметы различных калибров. Однако немецкие инженеры занимали передовые позиции в разработке ракет «воздух-воздух». Среди них выделяется Ruhrstahl X-4, оснащенная жидкостным реактивным двигателем, способным разгонять ракету до скорости в 900 км/ч. Управление ракетой после ее запуска осуществлялось посредством двух тонких медных проводов. Такая ракета могла представлять собой эффективное средство борьбы с крупными и маломаневренными бомбардировщиками B-17 и B-24. Тем не менее, подтвержденных сведений о боевом использовании X-4 не существует. Для управления ракетой и самолетом одновременно требовался дополнительный пилот.

Нацисты разрабатывали и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность». В качестве примера стоит привести радиоуправляемую планирующую бомбу FX-1400 Fritz X, применяемую во второй половине войны против кораблей союзников. Однако результативность этого оружия была переменной, и с завоеванием союзниками господства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям для Люфтваффе утратило первостепенное значение.

Эти разработки, несомненно, предвосхитили свое время, однако они были несопоставимы с Silbervogel. «Серебряная птица» стала самым масштабным военным проектом нацистской Германии за все годы ее существования. Проект заключался в создании частично-орбитального бомбардировщика-космолета, предназначенного для нанесения ударов по территории СССР и США. Изначальную идею предложил австрийский ученый Ойген Зенгер. Бомбардировщик мог перевозить до 30 тонн боеприпасов, однако при нанесении ударов по территории США этот показатель уменьшался до 6 тонн. Масса самолета составляла 10 тонн, а его длина достигала 28 метров. В задней части фюзеляжа был установлен жидкостный ракетный двигатель мощностью до 100 тонн тяги, а по бокам располагались два дополнительных ракетных двигателя.

Для реализации проекта бомбардировщика Зенгер предложил строительство рельсового пути протяженностью приблизительно 3 километра. Летательный аппарат размещался на специальных салазках, к которым могли присоединяться и дополнительные ускорители. Благодаря этому, на треке предполагалось разогнать аппарат до скорости в 500 м/с, после чего он должен был набрать высоту с помощью собственных двигателей. Максимальная высота полета Silbervogel достигала 260 километров, что по сути делало его космическим аппаратом.

Несколько вариантов использования Silbervogel в боевых условиях предполагались, однако все они были связаны с определенными рисками (включая потерю пилота и летательного аппарата) и техническими сложностями, которые на тот момент не представлялось возможным устранить. Именно поэтому в 1941 году от разработки отказались. На момент приостановки проект находился на уровне эскизов. В конце войны немецкое руководство вновь проявило интерес к нему, но к тому времени в его практическую реализацию уже никто не верил. После окончания войны ученые провели расчеты, которые показали, что сконструированный Зенгером аппарат разрушился бы при входе в атмосферу. Следует также отметить смелость немецких инженеров, ведь сама идея значительно опередила свое время.

Танки

При упоминании Вермахта в памяти сразу всплывают звуки лязга гусениц и грохот артиллерийского огня. Танки играли ключевую роль в реализации стратегии молниеносного наступления – блицкрига. В данной статье мы не будем определять, какой танк был лучшим во время Второй мировой войны, не упомянем такие значимые разработки, как Panzerkampfwagen VI Tiger I или Panzerkampfwagen V Panther. Мы поговорим о тех немецких танках, которые не были задействованы в боевых действиях.

Во второй половине войны руководство нацистской Германии, в особенности Гитлер, проявляло чрезмерную самоуверенность, что особенно заметно отразилось на разработке танков. Если «Тигр I» имел вес 54-56 тонн, то его модификация – «Тигр II» – весила уже 68 тонн. Не ограничившись этим, немецкие конструкторы в конце войны создали грозные, внушительные и совершенно нереалистичные проекты.

Сверхтяжелый танк Maus, пожалуй, самый известный из всех танков Второй мировой войны, которые не получили широкой известности. Над разработкой руководил именитый конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), хотя и Адольф Гитлер, вероятно, заслуживает звания отца сверхтяжелых танков. При массе в 188 тонн Maus больше напоминал передвижной бункер, нежели обычную боевую машину. Орудием танка служило KwK-44 L/55 калибра 128 мм, а толщина его лобовой брони составляла 240 мм. Двигатель мощностью 1250 л. с. позволял развивать скорость до 20 км/ч по дорогам. В состав экипажа входили шесть военнослужащих. К моменту окончания войны было изготовлено два танка Maus, однако они не смогли принять участие в боевых действиях.

У Maus-а мог появиться некий аналог. Существовала так называемая E-серия – линейка максимально унифицированных и при этом передовых боевых машин. В рамках этой серии разрабатывалось несколько проектов танков, и наиболее необычным из них стал сверхтяжелый Panzerkampfwagen E-100. Он рассматривался как альтернатива Maus-у и имел вес 140 тонн. Конструкторы предложили несколько вариантов башен для этого танка. Также планировалось использовать различное вооружение и различные типы силовой установки. Несмотря на огромный вес, танк E-100 должен был развивать скорость до 40 км/ч, но немцам не удалось проверить его технические характеристики, поскольку недостроенный прототип был захвачен союзниками.

В последние годы немецкие сверхтяжелые танки, в том числе танк Maus, получили широкую известность в массовой культуре, особенно в онлайн-играх. Однако не следует полагаться на характеристики, представленные в этих играх. Данные танки не участвовали в боевых действиях, поэтому их поведение невозможно точно воспроизвести. Кроме того, документальной информации об этих машинах крайне недостаточно.

Конструктор Эдвард Гроте работал над созданием танка еще больших габаритов. Проект получил название Landkreuzer P. 1000 Ratte, и предполагалось, что масса боевой машины достигнет тысячи тонн. Сухопутный крейсер должен был иметь длину 39 метров и ширину 14 метров. Основным вооружением должны были служить две спаренные 283-мм пушки SKC/34. Кроме того, планировалось установить до восьми зенитных орудий калибра 20 мм.

Следует отметить, что даже этот крупный образец уступает в размерах другому, поистине уникальному проекту – Landkreuzer P. 1500 Monster. Этот «монстр» являлся сверхтяжелым танком, созданным на базе гигантской железнодорожной артиллерийской установки «Дора». Отличительной особенностью P. 1500 было то, что он должен был перемещаться не по железной дороге. Подробных данных об этой масштабной машине практически не сохранилось: предполагается, что длина корпуса могла достигать 42 метра, при этом толщина брони в отдельных участках могла составлять 350 мм. Для P. 1500 планировалось использовать орудия калибра 807 мм, обслуживание которых требовало бы команду из 100 человек. Фактически, эта машина представляла собой передвинутую дальнобойную артиллерию и не могла применяться наряду с другими тяжелыми или даже сверхтяжелыми танками. Landkreuzer P. 1500 Monster, подобно Landkreuzer P. 1000 Ratte, так и не был произведен, и даже прототипы этих машин не были созданы.

Называть эти разработки «чудо-оружием» уместно разве что с иронией. Неясно, какие задачи ставились перед создателями сверхтяжелых танков и какую роль они должны были играть. Транспортировка машин весом свыше 100 тонн представляла собой сложную задачу, так как большинство мостов не выдерживали их вес, а сами танки легко застревали в грязи или болотистой местности. Более того, несмотря на массивную броню, сверхтяжелые танки оказались неожиданно уязвимы. Они оказались бы абсолютно беззащитны перед авиацией союзников, поскольку попадание даже одной бомбы могло превратить даже самую защищенную машину в груду металлолома. При этом внушительные размеры этих машин не позволяли спрятать их от авиационных ударов.

Ракеты

Вероятно, многие знают о немецких ракетах «Фау-1» и «Фау-2». Первая из них являлась самолётом-снарядом, а вторая – первой в мире баллистической ракетой. Эти ракеты использовались во время войны, однако их применение с военно-стратегической точки зрения не принесло значительных результатов. Вместе с тем, ракеты «Фау» стали причиной серьёзных проблем для жителей Лондона, который регулярно подвергался их обстрелам.

Существовал и более инновационный проект системы возмездия – «Фау-3». Несмотря на схожие наименования, он практически не имел ничего общего с «Фау-1» и «Фау-2». Речь шла об огромной многокамерной пушке, которую также называли «Насосом высокого давления». Разработкой проекта руководил конструктор Август Кендерс. Длина орудия достигала 130 м, оно состояло из 32 секций, в каждой из которых располагались зарядные каморы по бокам. Пушка должна была использовать специальные стреловидные снаряды длиной 3,2 м. Максимальная дальность огня составляла 165 км, при этом вес заряда взрывчатого вещества не превышал 25 кг. Орудие могло производить до 300 выстрелов в час.

Для размещения этих артиллерийских установок планировалось выбрать участки, расположенные вблизи побережья Ла-Манша. Они находились всего в 95 милях от британской столицы, и потенциальный ущерб для Лондона был бы весьма значительным. Хотя орудия и находились в укрепленных подземных сооружениях, они были полностью уничтожены в результате авиационного удара 6 июля 1944 года. В конечном счете, оригинальная «Фау-3» не была задействована в боевых действиях. Однако ее уменьшенной версии сопутствовала большая удача – LRK 15F58 дважды применялся для обстрела Люксембурга в зимний период 1944-1945 годов. Дальность стрельбы для этой артиллерийской системы составляла 50 км, а вес боеприпаса – 97 кг.

Именно немцы первыми разработали управляемые противотанковые ракеты. Первой из них стала Ruhrstahl X-7, представленная в авиационной и наземной версиях. Управление ракетой осуществлялось с помощью двух отдельных проводов – для этого требовался визуальный контроль и специальный джойстик. В боевых условиях ракета применялась нерегулярно, а начало её серийного производства было сорвано окончанием войны.

Значительно более масштабной разработкой нацистов стала ракета А-9/А-10 Amerika-Rakete. Из названия следует, что целью ракеты был удар по территории США, что делало А-9/А-10 потенциально первой в мире межконтинентальной ракетой. Достоверных сведений об этой ракете крайне мало, и после войны вокруг нее возникло множество мифов. Некоторые источники утверждают, что к моменту окончания войны ракета была «почти готова». Это утверждение представляется маловероятным. Вряд ли подобное оружие могло быть использовано в военных целях, и, скорее всего, проект Amerika-Rakete так и не вышел за пределы чертежей.

Первой ступенью ракеты должен был служить стартовый ускоритель А-10, который обеспечивал вертикальный взлет и должен был отсоединяться на высоте 24 км. Далее вступала во взаимодействие вторая ступень, представляющая собой ракету А-9, оснащенную крыльями. Она должна была разогнать Amerika-Rakete до скорости в 10 тысяч километров в час и вывести ее на высоту до 350 км. Главной сложностью в случае с А-9 могла стать проблема устойчивого сверхзвукового аэродинамического полета, который был невозможен в те годы. Предполагалось, что ракета сможет преодолеть расстояние от немецкой территории до побережья США примерно за 35 минут. Масса взрывчатого вещества составляла 1000 кг, а наведение ракеты планировалось осуществить по радиомаяку, установленному в Empire State Building (для его установки нацисты намеревались задействовать своих агентов). Сообщалось, что для наведения также мог применяться пилот, находящийся в герметичной кабине. После корректировки траектории полета А-9 он должен был катапультироваться с высоты 45 км.

«Выдающийся немецкий конструктор Вернер фон Браун (Wernher von Braun) разработал ракету «Фау-2». Ее первый боевой запуск состоялся 8 сентября 1944 года, а всего было осуществлено 3225 боевых пусков. Максимальная дальность полета «Фау-2» достигала 320 км, что позволяло поражать города Великобритании. В основном жертвами ракетных ударов становились мирные жители, и каждый запуск «Фау-2» приводил к гибели около 2,7 тыс. человек. Ракетная «Фау-2» оснащалась жидкостным ракетным двигателем, обеспечивающим скорость до 6120 км/ч.

Ядерная программа

Нацистская ядерная программа представляет собой самостоятельную область для изучения, и мы не будем рассматривать ее подробности. Следует отметить, что, несмотря на определенные успехи немецких ученых, к 1945 году они не смогли создать ядерное оружие. Это было связано с тем, что немцы выбрали подход, основанный на использовании так называемой «тяжелой воды» (также известной как оксид дейтерия). Этот термин обычно относится к тяжеловодородной воде, которая имеет такую же химическую формулу, что и обычная вода, но вместо двух атомов обычного легкого изотопа водорода содержит два атома дейтерия, а ее кислород соответствует по изотопному составу кислороду воздуха. Ключевой особенностью тяжелой воды является ее способность практически не поглощать нейтроны, поэтому она используется в ядерных реакторах для замедления нейтронов и в качестве теплоносителя. Этот метод оказался не самым эффективным для быстрого достижения цепной ядерной реакции, необходимой для создания ядерного оружия. Завод по производству тяжелой воды находился в норвежском административном центре Рьюкан. В 1943 году союзники провели операцию Ганнерсайд, в результате которой диверсанты уничтожили предприятие. Нацисты не стали восстанавливать завод, а имеющийся запас тяжелой воды переправили в Германию.

Существует предположение, что западные партнеры по антигитлеровской коалиции были немало удивлены, когда после окончания войны стало известно, насколько продвинулись нацисты в разработке ядерного оружия. Убедиться в правдивости этой версии, вероятно, уже не удастся. В поддержку этой гипотезы свидетельствует тот факт, что Германия потратила на создание ядерного оружия примерно в 200 раз меньше ресурсов, чем потребовалось Соединенным Штатам для осуществления «Манхэттенского проекта». Для справки, разработка ядерного оружия обошлась американцам в 2 миллиарда долларов, что по тем временам являлась колоссальной суммой (если пересчитать ее в современные деньги, то получится около 26 миллиардов).

Иногда к списку «оружия-сенсаций» относят немецкие подводные лодки типов XXI и XXIII. Эти субмарины стали первыми в мире, способными действовать непрерывно под водой. Их строительство пришлось на завершающую стадию войны, и они практически не участвовали в боевых действиях. Если говорить строго, война в Атлантике для Германии была проиграна еще в 1943 году, и, как следствие, военно-морской флот постепенно утратил прежнее значение для нацистского руководства.

Мнение

Центральный вопрос заключается в том, могло ли немецкое «чудо-оружие» оказать значительное воздействие на исход войны и переломить ход событий в пользу Третьего рейха. Ответ на него дал известный историк, автор многочисленных трудов, посвященных Первой и Второй мировым войнам, Юрий Бахурин:

– «Чудо-оружие» вряд ли могло бы повлиять на исход Второй мировой войны, и вот объяснение. Сложность конструкции большинства подобных разработок, а также ограниченность имеющихся ресурсов, не позволили бы нацистской Германии организовать массовое производство какого-либо «оружия возмездия». Даже единичные экземпляры не смогли бы противостоять совокупной мощи Красной армии и союзников. Более того, многие проекты «вундерваффе» были технологически бесперспективными. В области бронетехники наиболее яркими примерами являются сверхтяжелые машины – танки «Мышь» (Maus) и «Крыса» (Ratte). Первый, после создания, немцам не удалось даже вывезти из зоны боевых действий с наступлением войск Красной армии. Второй, с планируемым весом до 1000 тонн, оказался нежизнеспособным – до сборки прототипа дело не дошло. Поиски «вундерваффе» стали для Германии своеобразной формой военно-технического бегства от реальности. Таким образом, он не смог бы вывести Рейх, проигрывающий войну, из сложной ситуации на фронте, в промышленности и других сферах.