Чем ближе подходила нацистская Германия к моменту своего краха, тем больше ее руководство уповало на «чудо-оружие» (нем. Wunderwaffe). Но поражение Третьего Рейха выбросило «чудо-оружие» на свалку истории, сделав разработки немецких ученых достоянием стран-победителей.
Стоит оговориться, что речь шла не просто о создании новейших образцов вооружений – нацистские инженеры стремились достичь полного технологического превосходства над противником. И Германии удалось добиться многого на этом пути.
Авиация
Едва ли не самого большого успеха немецкие конструкторы достигли в сфере авиации. А именно, в плане реактивных самолетов. Конечно, первые из них были не лишены недостатков, но и их плюсы были на лицо. В первую очередь, это большая, чем у винтовых самолетов скорость и более мощное вооружение.
Ни одна из воюющих сторон не использовала в боевых действиях столько реактивных машин, как Германия. Здесь можно вспомнить и первый серийный реактивный истребитель Me.262, и «народный истребитель» He 162, и первый в мире реактивный бомбардировщик Ar 234 Blitz. Был у немцев и ракетный истребитель-перехватчик Me.163 Komet, имевший жидкостный ракетный двигатель и способный находиться в воздухе не больше восьми минут.
Все эти самолеты строились серийно и участвовали в войне. Для сравнения, из всех стран антигитлеровской коалиции только Великобритания в годы войны имела на вооружении реактивный боевой самолет – истребитель Gloster Meteor. Но британцы использовали его только для перехвата немецких крылатых ракет «Фау-1» и не посылали в бой против истребителей.
Если говорить о немецких реактивных самолетах, то одни из них использовались чаще, другие – реже. Ракетные Me.163 совершили всего несколько боевых вылетов, а вот Me.262 широко применялись на Западном фронте и смогли записать на свой счет 150 самолетов врага. Общей проблемой немецких реактивных истребителей была их недоработанность. Это приводило к огромному числу аварий и катастроф. Именно в них была потеряна львиная доля новых машин Люфтваффе. Систематические налеты американской и британской авиации привели к тому, что немцы к концу войны даже не смогли побороть «детские болезни» Me.262 (а ведь нацисты возлагали огромные надежды именно на этот истребитель).
Самолеты, о которых мы сказали, получили широкую известность, но ряд авиационных проектов Германии так и остался незамеченным. И здесь можно вспомнить экспериментальный боевой самолет Horten Ho IX – первый в мире реактивный самолет, построенный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Он был создан в рамках программы 1000*1000*1000 – это означает, что скорость должна была достигать 1000 км/ч, дальность – 1000 км, а бомбовая нагрузка – 1000 кг. Horten Ho IX совершил несколько испытательных полетов в 1944-1945 годах, но в боях участие не принимал.
Еще меньше повезло детищу знаменитого немецкого авиаконструктора Курта Танка (Kurt Tank) – турбореактивному истребителю Focke-Wulf Ta 183. Этому истребителю вообще не суждено было подняться в небо, но при этом он оказал колоссальное влияние на развитие авиации. Конструкция самолета была революционной: Ta 183 имел стреловидное крыло и характерное расположение воздухозаборника. Позже эти технологические решения были использованы при конструировании советского истребителя МиГ-15 и американского F-86 Sabre – культовых машин послевоенной эры.
На протяжении всей Второй мировой войны главным орудием воздушного боя оставались пушки и пулеметы разного калибра. Но немцы были в числе лидеров в области создания ракет «воздух-воздух». Одна из них – Ruhrstahl X-4 – имела жидкостный реактивный двигатель и могла развивать скорость до 900 км/ч. Управление после запуска осуществлялось через два тонких медных провода. Ракета могла стать неплохим оружием борьбы с большими и неповоротливыми бомбардировщиками B-17 и B-24. Однако достоверных данных о боевом применении этой X-4 нет. Летчику было тяжело одновременно управлять ракетой и самолетом, поэтому требовался второй пилот.
Создавали нацисты и управляемое оружие класса «воздух-поверхность». Здесь стоит вспомнить радиоуправляемую планирующую бомбу FX-1400 Fritz X, которую использовали во второй половине войны против кораблей союзников. Но эффективность этого оружия была неоднозначной, а по мере завоевания союзниками превосходства в воздухе, удары по наземным целям отошли для Люфтваффе на второй план.
Все эти разработки, безусловно, опередили свое время, но они не шли ни в какое сравнение с Silbervogel. «Серебряная птица» стала самым амбициозным военным проектом Третьего Рейха за все годы его существования. Проект представлял собой частично-орбитальный бомбардировщик-космолет, призванный наносить удары по территории СССР и Соединенных штатов. Саму концепцию предложил австрийский ученый Ойген Зенгер (Eugen Sänger). Бомбардировщик мог брать на борт до 30 тыс. кг бомбовой нагрузки, если же речь шла о нанесении ударов по территории США – нагрузка снижалась до 6 тыс. кг. Вес самого самолета составлял 10 т, а его длина достигала 28 м. В хвостовой части фюзеляжа располагался жидкостный ракетный двигатель тягой до 100 т, по бокам находились два вспомогательных ракетных двигателя.
Для запуска бомбардировщика Зенгер предложил создать рельсовый трек длиной около 3 км. Самолет помещался на специальные салазки, к ним же могли крепиться и дополнительные ускорители. За счет этого аппарат должен был разогнаться на треке до 500 м/с, а затем набрать высоту уже с помощью собственных двигателей. «Потолок», который мог достигать Silbervogel, равнялся 260 км, что фактически делало его космическим аппаратом.
Существовало несколько вариантов боевого применения Silbervogel, но все они были сопряжены с рядом рисков (потеря летчика и самолета) и техническими проблемами, которые в то время было невозможно разрешить. Это стало причиной того, что в 1941 году от проекта отказались. К тому времени он находился на стадии бумажных чертежей. В самом конце войны, правда, немецкое руководство вновь заинтересовалось проектом, но тогда в его реализацию уже никто не верил. После войны ученые провели расчеты и выяснили, что спроектированный Зенгером аппарат разрушился бы сразу после входа в атмосферу. При этом нельзя не отметить дерзость немецких инженеров, ведь сама концепция опередила время на много десятилетий.
Танки
Первая ассоциация при слове Вермахт – лязг стальных гусениц и громы орудийных раскатов. Именно танкам отводилась главная роль в осуществлении молниеносной войны – блицкрига. Сегодня мы не будем определять лучший танк Второй мировой войны, оставив в стороне такие выдающиеся творения как Panzerkampfwagen VI Tiger I или Panzerkampfwagen V Panther. Речь пойдет о тех немецких танках, которым не суждено было пойти в бой.
Во второй половине войны нацистское руководство (и в первую очередь, сам Гитлер) было подвержено неоправданной гигантомании, и это было особенно заметно на примере танков. Если уже упомянутый «Тигр I» весил 54-56 т, то его брат – «Тигр II» имел массу 68 т. На этом нацисты не остановились. В конце войны сумрачный гений немецкого танкостроения породил грозные, пугающие и совершенно абсурдные проекты.
Например, сверхтяжелый танк Maus – самый известный из всех малоизвестных танков Второй мировой войны. Разработкой руководил знаменитый конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), хотя отцом сверхтяжелых танков можно считать и самого фюрера. При чудовищном весе в 188 т Maus скорее походил на передвижной дот, а не на полноценную боевую машину. Танк имел оружие KwK-44 L/55 калибра 128 мм, а его лобовая броня достигала 240 мм. При мощности двигателя в 1250 л. с. танк развивал скорость по шоссе до 20 км/ч. В экипаж машины входили шесть человек. В конце войны было произведено два танка Maus, но принять участие в боях они не успели.
У Maus-а мог появиться своего рода аналог. Существовала так называемая E-серия – ряд максимально унифицированных и при этом технологически продвинутых боевых машин. Было несколько проектов танков серии E, и самым необычным из них стал сверхтяжелый Panzerkampfwagen E-100. Он создавался как альтернатива Maus-у и имел вес – 140 тонн. Конструкторы создали несколько вариантов башен этого танка. Предлагалось также различное вооружение и разные варианты силовой установки. При огромном весе танка скорость E-100 должна была достигать 40 км/ч, но проверить технические характеристики немцы уже не успели, так как недоделанный прототип попал в руки союзнических войск.
Еще более впечатляющий по своим размерам танк разрабатывал конструктор Эдвард Гроте (Edward Grote). Проект назвали Landkreuzer P. 1000 Ratte, в рамках которого хотели создать танк массой до 1 тыс. т. Длина сухопутного крейсера составляла 39, ширина – 14 м. Главным орудием должны были стать две спаренные 283-мм пушки SKC/34. Танк также хотели снабдить зенитной артиллерией – до восьми зенитных орудий калибра 20 мм.
Примечательно, что даже этот гигант уступает по своим габаритам другому, еще более невероятному проекту – Landkreuzer P. 1500 Monster. Этот «монстр» представлял собой сверхтяжелый танк, построенный на базе гигантской железнодорожной артсистемы «Дора». Главное отличие P. 1500 заключалась в том, что он должен был передвигаться не по железной дороге. Достоверных сведений об этой грандиозной машине почти нет: считается, что длина корпуса могла составлять 42 м, в то время как броня в некоторых местах достигала бы 350 мм., P. 1500 мог использовать дальнобойное оружие калибра 807 мм, для обслуживания которого предполагалось задействовать экипаж в 100 человек. Строго говоря, танк представлял собой передвижную дальнобойную артиллерию и никак не мог использоваться наравне с другими тяжелыми или даже сверхтяжелыми танками. Landkreuzer P. 1500 Monster, как и Landkreuzer P. 1000 Ratte никогда не производились, не существовало даже прототипов этих машин.
Назвать все эти разработки «чудо-оружием» можно разве что в кавычках. Не понятно в принципе, для чего создавались сверхтяжелые танки, и какую функцию они должны были выполнять. Махины весом более 100 т было почти невозможно транспортировать. Их веса не могли выдержать мосты, а сами танки легко вязли в грязи или болоте. Более того, несмотря на свою броню, сверхтяжелые танки были на удивление уязвимы. Они бы оказались полностью беззащитны против авиации союзников. Попадание одной бомбы превращало даже самый защищенный танк в груду металлолома. Это при том, что габариты этих машин не позволяли укрыть их от налетов авиации.
Ракеты
Каждый наверняка слышал о немецких ракетах «Фау-1» и «Фау-2». Первая из них представляла собой самолет-снаряд, а вторая была первой в мире баллистической ракетой. Эти ракеты применялись в войне, но с военно-стратегической точки зрения результат их использования был ничтожен. Зато ракеты «Фау» были источником больших проблем для жителей Лондона, который часто становился их мишенью.
Но существовал и более оригинальный проект «оружия возмездия» – «Фау-3». Несмотря на похожие названия, последний имел мало общего с «Фау-1» и «Фау-2». Он представлял собой огромную многокаморную пушку, которую также называли «Насосом высокого давления». Проект разрабатывался под руководством конструктора Августа Кендерса (August Cönders). Длина орудия составляла 130 м, оно состояло из 32 секций – каждая из них имела расположенные сбоку зарядные каморы. Пушка должна была использовать специальные стреловидные снаряды, длиной 3,2 м. Максимальная дистанция ведения огня составляла 165 км, но вес заряда взрывчатого вещества был не более 25 кг. При этом орудие могло делать до 300 выстрелов в час.
Позиции для таких пушек хотели оборудовать близ побережья Ла-Манша. Они располагались всего в 95 милях от британской столицы, и разрушения Лондона могли быть нешуточными. Несмотря на то, что орудия находились в специальных защитных штольнях, они были полностью разрушены во время авианалета 6 июля 1944 года. В итоге оригинальная «Фау-3» так и не приняла участие в войне. А вот ее уменьшенному аналогу повезло больше – LRK 15F58 дважды использовался для обстрела Люксембурга зимой 1944-1945 года. Максимальная дистанция ведения огня для этой артсистемы составляла 50 км, вес снаряда равнялся 97 кг.
Гораздо более амбициозной нацистской разработкой стала А-9/А-10 Amerika-Rakete. Как понятно из названия, целью ракеты были США, так что А-9/А-10 могла стать первой в мире межконтинентальной ракетой. Достоверной информации о ней тоже практически нет. Кроме того, после войны ракету окружил ареал мистификаций. Ряд источников утверждает, что к окончанию войны ракета была «почти готова». Это едва ли могло быть правдой. Сомнительно, чтобы такая ракета вообще могла применяться в военных целях, вероятно, проект Amerika-Rakete к концу войны так и остался на бумаге.
Первой ступенью ракеты должен был стать стартовый ускоритель А-10, который обеспечивал вертикальный пуск и должен был отделяться на высоте 24 км. Затем в дело вступала вторая ступень, которая представляла собой снабженную крыльями ракету А-9. Она разгоняла Amerika-Rakete до 10 тыс. км/ч и поднимала ее на высоту до 350 км. В случае с A-9 главной проблемой мог стать устойчивый аэродинамический сверхзвуковой полет, который был невозможен в те годы. Теоретически, ракета могла долететь с немецкой территории до побережья США примерно за 35 минут. Заряд взрывчатого вещества составлял 1000 кг, а наведение ракеты должно было осуществляться по установленному в Empire State Building радиомаяку (для его монтажа нацисты хотели использовать своих агентов). Якобы, для наведения также мог использоваться пилот, находившийся в герметичной кабине. После корректировки полета А-9 он должен был катапультироваться с высоты 45 км.
Ядерная программа
Нацистская ядерная программа – отдельная тема для исследований, и мы не будем углубляться в ее суть. Заметим только, что хотя нацистские ученые добились определенного прогресса, к 1945 году они были далеки от создания ядерного оружия. Одна из причин этого в том, что немцы избрали концепцию с использованием так называемой «тяжелой воды» (называемой еще оксид дейтерия; обычно этот термин применяется для обозначения тяжеловодородной воды, которая имеет ту же химическую формулу, что и обычная вода, но вместо двух атомов обычного легкого изотопа водорода содержит два атома тяжелого изотопа водорода – дейтерия, а ее кислород по изотопному составу соответствует кислороду воздуха. Важнейшим свойством тяжеловодородной воды является то, что она практически не поглощает нейтроны, поэтому используется в ядерных реакторах для торможения нейтронов и в качестве теплоносителя – NS). Эта концепция была не самой лучшей, если говорить о быстроте достижения цепных ядерных реакций, нужных для создания ядерного оружия. Сам завод по производству тяжелой воды был расположен в норвежском административном центре Рьюкан. В 1943 году союзники провели операцию Ганнерсайд, в результате которой диверсанты разрушили предприятие. Нацисты не стали восстанавливать завод, а оставшуюся часть тяжелой воды отправили в Германию.
Есть мнение, что западные союзники уже после войны сильно удивились, узнав, как далеко находились нацисты от создания ядерного оружия. Так это или нет, мы, видимо, не узнаем никогда. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что на создание ядерного оружия Германия затратила примерно в 200 раз меньше средств, чем понадобилось США на реализацию «Манхэттенского проекта». Напомним, программа разработки ядерного оружия стоила американцам 2 млрд долларов, по меркам того времени, сумма огромная (если перевести ее на современный курс доллара, то получится около 26 млрд).
Мнение
Главный вопрос можно сформулировать так: могло ли немецкое «чудо-оружие» оказать существенное влияние на ход войны и склонить часу весов в сторону Третьего рейха? На него нам ответил известный историк, автор множества работ на тему Первой и Второй мировой войны, Юрий Бахурин:
– «Чудо-оружие» вряд ли могло бы изменить ход Второй мировой войны, и вот почему. Уже ввиду сложности конструкции большинства подобных проектов, в условиях ограниченности ресурсов, гитлеровская Германия не имела возможности наладить серийное производство того или иного «оружия возмездия». Единичные же его образцы в любом случае оказались бы бессильны против суммарной мощи Красной армии и сил союзников. Не говоря уж о том, что многие проекты «вундерваффе» были технологически тупиковыми. Среди бронетехники наиболее выразительными примерами тому являются сверхтяжелые «грызуны» – танки «Мышь» (Maus) и «Крыса» (Ratte). Первый, после воплощения в металле, немцы не смогли даже эвакуировать при приближении войск Красной армии. Второй, при проектируемой массе до 1000 т, и вовсе оказался мертворожденным – дело не дошло до сборки прототипа. Поиски «вундерваффе» являлись для Германии своеобразной формой военно-технического эскапизма. Соответственно, вывести проигрывающий войну Рейх из кризиса на фронте, в промышленности и т. д., он бы не смог.