Вблизи деревни Сен-Жю-ан-Шоссе археологи обнаружили галло-римский культовый комплекс, структура которого позволяет понять религиозные обычаи, существовавшие до и после завоевания римлянами.
Святилище, расположенное на севере Франции, стало известно в конце XIX века, а первые раскопки были проведены в конце прошлого столетия. На сегодняшний день специалисты французского Национального института охраны археологического наследия (Inrap) обследовали два с половиной гектара этой территории, однако, по их оценке, до завершения работ еще предстоит большая работа. Тем не менее они подвели предварительные итоги, которые обсудят на предстоящей конференции.
Ритуальное место находится на возвышении, откуда открывается прекрасный вид на окрестности. Полностью раскопать территорию пока не удалось, однако уже видно, что она была окружена рвом, достигавшим глубины не менее полутора метров и ширины не менее трех.
Святилище относится ко II-I векам до нашей эры, что соответствует железному веку у галлов и началу римского завоевания их территорий. На территории Франции археологи уже нашли значительное число святилищ, относящихся к галло-римскому периоду. Почти во всех из них хорошо виден постепенный переход от галльской ритуальной деятельности к римской. Здесь дело обстоит иначе.
Вокруг территории, как указывалось ранее, ров был заполнен останками животных, включая свиней, лошадей, овец, коз, коров. Вероятно, это были животные, принесенные в жертву, однако между ними существуют существенные различия. Тела лошадей помещали в ров уже после начала их разложения. В то время как черепа других видов первоначально долгое время находились под воздействием природных факторов, то есть оставались на поверхности до полного растворения мягких тканей.
По мнению специалистов Inrap, галлы сначала подвергали свиней, коров, коз и овец термической обработке, употребляли мясо в пищу во время ритуальных трапез, а кости оставляли в специально отведенных священных зонах на поверхности земли, где они подвергались воздействию солнечных лучей, ветра и атмосферных осадков. В ходе раскопок на территории святилища было обнаружено несколько очагов, вокруг которых расположены выровненные участки, пригодные для проведения пиршеств. Результаты химического анализа свидетельствуют о том, что вино было широко распространено, а на очагах осуществляли приготовление мясных блюд.
Лошадей никто не запрягал и не употреблял в пищу – их забирали сразу с поля битвы. Это объясняется тем, что в ров, окружавший святилище, выбрасывали не только кости животных. В одной из его секций археологи обнаружили большое количество образцов доспехов.
Обнаружены фрагменты, принадлежащие как минимум восьми щитов, один римский шлем уникальной формы, закрывающий уши (на сегодняшний день известно всего десять подобных экземпляров), а также необычайно большое количество пластинчатых доспехов, изготовленных из клепаного железа — 66 элементов, в том числе сегментированная кираса, наручи и защита плеч.
Состояние доспехов указывает на то, что они не могли быть повреждены в сражении. Вероятнее всего, их собрали после победы и затем разрушили на фрагменты в рамках какого-то обряда. После этого эти детали были разбросаны по различным участкам рва. Анализ расположения предметов позволяет археологам предположить, что компоненты, которые обычно использовались вместе, были преднамеренно разделены.
Все это – полуразложившиеся лошади, разорванные доспехи – являются частями единой цепи. На территории святилища были найдены захоронения людей двух типов. Первый из них довольно характерен для галлов того времени: умерших помещали в ямы округлой формы, прислоняя к стенкам и складывая руки и ноги в определенной последовательности. У одного из скелетов отсутствует череп, однако археологи полагают, что это произошло вследствие поздней вспашки, поскольку нижняя челюсть сохранилась. Все скелеты принадлежали мужчинам различного возраста.
Ранее подобный способ погребения не был зафиксирован. В нескольких ямах и канавах археологи обнаружили 899 фрагментов костей, перемешанных друг с другом, а также один скелет, сохранившийся в относительном целости, хотя и без черепа. Специалисты установили, что перемешанные останки принадлежат 15 взрослым мужчинам.
На останках, найденных в захоронении, археологи зафиксировали многочисленные порезы, сколы и следы ударов, нанесенных как лезвием, так и тупым предметом. У представителей данной группы населения были отсечены части конечностей. Часть повреждений была получена при жизни, другие – уже после смерти. Тела, к которым принадлежат эти кости, а также тела лошадей, начали разлагаться на поверхности, после чего были захоронены.
Эта практика жертвоприношений не имеет аналогов среди галлов. В ней можно выделить некоторые черты, известные из предыдущих исследований, однако в целом комплекс захоронений и вотивных подношений представляет собой уникальное явление.
Похоже, произошло сражение, в котором победили галлы. После этого они похоронили своих воинов, провели поминальный обряд и принесли в жертву пленных противников. Наличие римских доспехов указывает на то, что в жертву могли быть принесены легионеры, хотя нельзя полностью исключить возможность того, что это были другие галлы, захватившие римские доспехи в качестве трофеев.
Галлия стала римской провинцией после завоеваний Юлия Цезаря в I веке до нашей эры, период, совпадающий с началом существования святилища. Однако, даже до начала масштабных Галльских войн между галлами и римлянами могли возникать пограничные конфликты, которые не всегда завершались победой римлян.