Исследователи опровергли мнение искусствоведов, утверждавших, что скульптуры, увезённые из афинского храма британцами, были белыми.

Распространенное мнение о том, что скульптуры Древней Греции были монохромными, ошибочно. Еще в XVIII веке при раскопках Помпеи и Геркулана открыта статуя Артемиды с остатками краски под слоем пепла.
Вероятно, миф о белизне греческих статуй возник из-за прерывистого интереса к ним. Многим греческим скульптурам мы знакомы благодаря римским копиям, тогда как римские мастера уже не придавали значения окрашиванию. Процесс этот сложный: краска на мраморе плохо сохраняется. падения РимаКультуру Греции и Рима по большому счету оставили позади.

В период Предренессанса наследие античной Греции вновь обрело популярность, возникло разделение: картины – многоцветные, скульптуры – одноцветные. В настоящее время известно, что и скульптуры раньше были цветными. статуи архаического периодаВ Греции не ясно, как в эпоху расцвета Афин скульпторы потеряли умение раскрашивать свои работы.
Скульптуры богов и богинь из Парфенона, экспонируемые в Британском музее, всегда считались монохромными из-за отсутствия обнаруженных следов краски. Но это представление подверглось изменению.
Доктор Джованни Верри из Чикагского института искусств (США) вместе с коллегами исследовал скульптуры Парфенона, применяя оптически индуцированную люминесценцию, оптическую спектроскопию и рентгенофлуоресцентную спектроскопию, а также химический анализ. В ходе работы обнаружили фрагменты красок различных цветов. опубликована в журнале Antiquity.
Ученые исследовали фриз с процессией в честь дня рождения Афины, панели с фигурами сражающихся кентавров и статуи некоторых греческих богов. На некоторых из них, например на одежде Афины, обнаружили следы пигмента… египетской синью.
Египетская синь, содержащая кальций, медь и кремний, является самым древним синтетическим пигментом в мире. Находки его следов в Египте имеют возраст не менее пяти тысяч лет. Кроме этого пигмента на скульптурах обнаружены фрагменты цинковых белил и пурпура.

В античности пурпур, известный грекам как тирский, пользовался огромной популярностью благодаря сложности его получения. Из специальных моллюсков получалось совсем немного красителя — всего 60 грамм на килограмм сырья.
Доктор Верри выяснил, что пурпур Парфенона не изготавливался из моллюсков. Эти статуи, скорее всего, окрашены пурпуром, приготовленным по тайным рецептам без участия моллюсков. В греческих источниках встречаются упоминания о таких рецептах, где описывается красота этого пурпура как несравнимая.
Главная часть росписи статуи была выполнена египетской синью и пурпуром без моллюсков. В первую очередь это касается одежды богов и богинь. На платье Афины, например, удалось разглядеть сложный изысканный растительный орнамент.
Исследователи выяснили, что скульптуры нельзя было раскрасить после возведения Парфенона. следы красок присутствуют даже на тех его частях, которые при установке статуй и панно в композицию храма оказались невидимы (прижаты к стене).
Несмотря на это, ученым не удалось найти признаков обработки мрамора перед покраской: его не грунтовали и не рисовались линии для лучшего сцепления с краской. Все работы резчика вносят вклад в общую композицию каждой из скульптур.
Парфенон возвели в 447—438 годах до нашей эры, а украсили скульптурами в 438—431 годах до нашей эры. Архитектором строительства был Калликрат, декорирование осуществлял Фидий. Последний создал главную скульптуру храма — Афину Парфенос — из золота, слоновой кости и дерева. Известна она лишь по копиям и описаниям. Также Фидий создал бронзовую Афину Промахос (теперь в Лувре). Авторов мраморных скульптур установить не удалось.
Греция всё чаще заявляет о необходимости возвращения скульптур Парфенона в Афины. В начале XIX века английский посол в Константинополе лорд Элджин вывез их в Британию. Говорится, что ему удалось получить письменное разрешение на вывоз от султана Османской империи. Впрочем, уже contemporaries лорда Элджина указывали, что так называемое спасение было скорее похоже на разграбление древнего памятника.