В эпоху Раннего Нового времени женщинам для обвинения в колдовстве не всегда нужно было совершать что-либо — достаточно было беспокоить соседей своим видом. Однако существовал неожиданный фактор, который значительно увеличивал шансы британских женщин на наказание за ведьмовство.

Исторические источники рассказывают, что обвинения в злоупотреблении магией стали популярными в Европе к XIII веку. Это связано с уничтожением… альбигойцевПостепенно эта практика распространилась, а во время Ренессанса с его гуманизмом привела к настоящему преследованию ведьм, которое прекратилось лишь в конце XVII века.
В XVI и XVII веках обвинения в ведьмовстве предъявлялись как мужчинам, так и женщинам, но около 10-30 процентов подозреваемых всё же составляли мужчины. Специалисты связывают это неравенство с женоненавистничеством и тяжелыми экономическими условиями. Доктор Филиппа Картер, историк из Кембриджского университета, выдвинула ещё один фактор, способствующий этой тенденции.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Gender & HistoryКартер изучила рукописные журналы приема пациентов Ричарда Напьера (1559-1634 годы жизни), врача и астролога. В должности настоятеля прихода Грейт-Линфорд в Бакингемшире Напьер получил известность не как проповедник, а как «врач души и тела».
Врач лечил пациентов с помощью звездных карт, эликсиров и задушевных разговоров. Напьер вел записи не только о проведенных процедурах, но и о содержании бесед, в том числе о том, что соседка собеседника — настоящая ведьма.

Врачу-астрологу Напьеру пациенты предъявляли жалобы на порчу, от которой, как утверждали, страдали. За четыре десятилетия практики (с 1597 по 1634 годы) о подозрении в колдовстве сообщалось в 1714 случаях из 69 725 консультаций.
В основном пациенты упоминали имена конкретных людей и их профессии. Как отмечалось ранее, подавляющее число обвинений предъявляли женщинам. Картер решила выяснить, связаны ли такие подозрения с работой потенциальной колдуньи и если да, то кем этой работой занималась.
Работа усиливала риск ареста за колдовство для английских женщин, по мнению автора исследования, из-за их обычных профессиональных обязанностей.
Главным образом «женские» профессии того времени заключались в попечении о больных и детях, приготовлении пищи, молочном хозяйстве или уходе за домашними животными. При ухудшении состояния здоровья больного легко обвинить сиделку в колдовстве. В случае порчи сыра или гибели телёнка тоже предположили работу ведьмы.

Родовспоможение, акушерство и уход за детьми — одни из самых рискованных профессий в этом плане. Младенческая смертность была высокой, а потеря ребенка часто приводила к обвинениям. Более 13 процентов зарегистрированных обвинений в колдовстве с указанием подозреваемого касались жертв до 12 лет.
Мужчины из бедных слоёв населения чаще сталкивались с прочными или устойчивыми к гниению материалами, такими как железо, огонь, камень. Даже при низком качестве изделия кузнеца обвиняли в криворукости, а не в колдовстве.
Женщины часто трудились на нескольких работах, перемещаясь между домами, пекарнями, колодцами, рынками. Не в поле или мастерской. Частота социальных контактов в женских профессиях увеличивала вероятность оказаться вовлечённой в разногласия или недоразумения, которые часто лежали в основе подозрений в колдовстве.
Многие обвинения были вызваны простым присутствием при чужом несчастье. Женщины часто совмещали несколько источников дохода, работая в нескольких семьях, чтобы свести концы с концами: смотрели за детьми, готовили еду, лечили больных. Работала не только в одном секторе с высоким уровнем риска, но и во многих сразу.
Это повышало шансы на обвинение против них, — отметила Картер.
Большинство прошлых работ по истории английской магии основываются на судовых документах, зачастую предшествующих допросам, где реальностью являлась возможность казни.
Автор работы отметила отсутствие в записях Напьера сведений о дальнейшей судьбе предполагаемых колдунов. Остается неизвестным, доходило ли обвинение до властей и суда, или же обвинители ограничились предостережениями астролога и прощением злоумышленницы.