Во время Галльской войны возник ритуал, о котором молчат римские историки. Французские археологи неоднократно обнаруживают свидетельства необычных жертвоприношений вблизи мест масштабных боев.

Работники французского Национального института охранных археологических исследований проводят раскопки в Вильдье-сюр-Эндр (регион Центр — Долина Луары) до начала строительства объездной дороги. Охватывается площадь 1,3 гектара.
Археологи обнаружили поселение V-VI веков на данной территории. Раскопки выявили несколько зданий, рвов, фрагменты укреплений и раннесредневековую дорогу, которая по удивительному стечению обстоятельств не совпадала с римской дорогой в том же месте.

Кроме артефактов Темных веков, исследователи нашлиЕсть также несколько других интересных объектов: девять ям с костями животных, преимущественно коней. Радиоуглеродное датирование установило их возраст в Античность, а именно конец галльского периода (100 до н.э. — 100 н.э.).
Раскопали полностью две ямы. В первой – десять полных скелетов лошадей. Все животные лежали на правых боках головами на юг. Аккуратно поместили их в яму в два ряда на двух уровнях. Расположение тел и соединения костей свидетельствуют о захоронении одновременно, очень скоро после смерти.
Все погребенные особи были взрослыми самцами старше четырех лет. Это небольшие лошади, высотой 1,2 метра в холке, типичные для галльского скота (ближе к современным пони). Во второй, меньшей по размеру яме находились скелеты двух лошадей.
В другой яме, между двумя группами погребений, обнаружили две собаки среднего размера. По крайней мере одна из них была самцом. Животные лежали на левом боку, головой на запад. Раскопки продолжаются, на поверхности появляются фрагменты черепов и костей: археологи уже идентифицировали 28 лошадей.

Исследователи считают, что эпидемию или эпизоотию исключить можно, поскольку молодые особи и кобылы отсутствуют. Отсутствие кобыл скорее всего указывает на то, что это не были животные, погибшие в бою. Вероятнее всего,— жертвоприношения.
Информация о жертвоприношениях галлов недостаточна. Основным источником по концу галльского периода служат «Записки о Галльской войне» Цезаря. Позднейшие труды, например, Диона Кассия, следуют его описанию событий.
Несмотря на подробное изложение общего характера, автор «Записок» иногда вносит неясность в описание отдельных событий. Примером тому служит повествование о Битве при Герговии. В 52 году до нашей эры войска Цезаря осадили Герговию, защитники которой во главе с Верцингеториксом — арвернским вождем, стремившимся к лидерству среди галлов — оказывали сопротивление.
В битве при Герговии Цезарь потерпел значительное поражение, причины которого сам он объяснил весьма расплывчато. По словам Цезаря, легионеры не услышали приказа о отступлении. После победы галлов Верцингеторикс добился своего — его провозгласили верховным вождем.
Считая, что в открытом бою галлы потерпят поражение от легионов Цезаря, рекомендовался держать оборону в городах и устраивать вылазки, перерезающие коммуникации римской армии. Эта тактика не принесла галлам успеха. В том же 52 году до нашей эры Цезарь разбил их в Битве при Алезии, где галлы капитулировали.
В 2002 году во Франции французские археологи обнаружили захоронения времен Галльской войны на поле, расположенном в нескольких сотнях метров от стен древней Герговии. В одной могиле лежали всадники с лошадьми, в остальных — только животные. Тогда предположили, что это павшие в бою люди и кони, но свежая находка в Вильдье-сюр-Эндр заставила археологов пересмотреть эту гипотезу.

В «Записках о Галльской войне» отсутствуют сведения о сражении у Вильдье-сюр-Эндр. На полях возле могил жеребцов регулярно находят свинцовые пули от римских пращей, часто с номерами легионов. Возможно, бой здесь, как и Битва при Герговии, не принёс победы римлянам. Командующий мог умолчать об очередном поражении в своих мемуарах.
Археологи выяснили, что церемония жертвоприношения жеребцов была сложной и очень затратной. Принесенное в жертву количество животных свидетельствует о массовом изъятии самцов-производителей из стада. Такие большие траты показывают особенность этого события, после которого галлы совершили ритуал.