В заметках к древнему рукописи разгадали тайны средневековья.

В рукописи, ей более двенадцати веков, учёные нашли серию скрытых изображений и записей, сделанных неизвестной дамой.

В первой половине VIII века был создан данный манускрипт.

В полях книг рисуют многие века, которые человечество умело читать и писать, даже до изобретения книгопечатания. Кто-то оставляет на память своё имя, кто-то — смешного котика, а кто-то изображает человечка на виселице.

В проекте «Анализ и регистрация культурного наследия в Оксфорде» (Великобритания) специалисты изучают, что изображали на полях в Средние века. исследовалиС помощью стереофотометрического сканирования изучается рукописный документ, получивший обозначение MS Selden Supra 30 в научной среде.

Рукопись раннего средневековья сохранилась хорошо.

Эта версия Нового Завета — Деяний Апостолов, написанная на латыни. Для изучения рукописи первым разом применили новый аппарат Selene, прототип которого создан специально для стереофотометрии, используемой и в других областях.

Ученые остановили свой выбор на этой рукописи из-за надписи на 47 странице, обнаруженной палеографом Элиасом Эйвери Лоу в 1935 году. Процарапанные буквы EADB заставили исследователей поискать другие следы автора. Следы нашлись. Вернее — оставила их авторша.

В рукописях четырнадцать раз упоминается имя Эадбург, написанное с небольшими вариациями. Это древнесаксонское женское имя.

Надпись на Эадбурге не видна невооружённым взглядом, так как создана без чернил. Тримерное изображение скрытой надписи представлено ниже / ©University of Leicester.

Рукопись относится к VIII веку нашей эры. Предполагается, что хранилась она в одном из аббатств неподалёку от Кента, где и была найдена лишь в XVI веке, после чего передана в Бодлианскую библиотеку Оксфордского университета. Точный путь рукописи до этого момента установить не удаётся.

Мы достаточно точно знаем о грамотности в Британии, а среди женщин — особенно. Грамотных было немного, и здесьО причинах говорилось ранее. Эадбург владела письменной латынью, что свидетельствовало о ее высоком социальном статусе и принадлежности к христианству.

Христианство в это время возвращается на остров с двух направлений: с запада прибывают ирландские миссионеры (в Ирландии не было Темных веков), а на юго-востоке усиливает свое влияние Кент. В VI веке правитель Кента первым из английских королей крестится от рук святого Августина Кентерберийского.

Ученые из Оксфорда и Лестера предполагают, что Эадбург могла возглавлять женскую религиозную общину в Кенте VIII века. В случае подтверждения этой гипотезы знатная саксонка оставила на полях рукописей не только свое имя, но и серию картинок с человечками. Такое обращение с книгой Нового Завета было необычно для христианки. Возможно, Эадбург была лишь переписчицей, профессия которой оставалась востребованной до начала книгопечатания, а в Британии Темных веков особенно ценной.

Когда скучно было Эадбургу, та рисовала человечков.

Способ письма Эадбург интересен. На полях нет следов чернил, значит, выцарапывала или выдавливала отдельные точки свое имя и рисунки. Возможно, делала это чистым пером, чтобы написанное оставалось незаметным для других.

Средневековые читатели часто оставляли в книгах свои записи. Обычно использовались чернила, а не сухая техника нанесения надписей. Скрытые знаки размером примерно с брошюру формата А5 могли служить заявлением о праве собственности или выражением почтения к произведению, не отвлекаясь от чтения текста Божьего.

Независимо от положения Эадбурга в христианском обществе, этот латинский список Деяний апостолов несколько отличается от других. Отличается он не только рукописными надписями на полях.

В этот манускрипт включена молитва неизвестной женщины, которая обращается к Богу за помощью. Такое в подобных рукописях не встречается: для молитв составляли отдельные сборники. Ученые полагают, что в рукопись молитву добавила женщина, значит дамы средневековой Англии могли сами создавать рукописи.