В течение пяти веков люди Чичен-Ицы приносили в жертву подземельному резервуару детей и подростков. Изучение ДНК жертв пересмотрело представления ученых о ритуалах жертвоприношений у майя и тольтеков.

Древний город майя Чичен-Ица, находящийся на севере полуострова Юкатан, является одним из крупнейших археологических объектов Мезоамерики. Основанный, предположительно, в середине V века, он достиг наибольшего могущества в позднем классическом периоде (600-900 годы) и стал главным политическим центром северных равнинных майя.
В X веке город захватили тольтеки, правившие им и населением почти до конца XII века. Ученые указывают на то, что в эпоху тольтекского господства мифология, религия и даже архитектурные традиции майя и тольтеков постепенно сливались.
В X веке началось строительство части города, которую теперь называют северным церемониальным центром. Там находятся главные храмы Чичен-Ицы, таких как Храм Кукулькана, и Священный сенот.

Последний — естественный колодец, воронка из известняка диаметром 60 метров. Поздние испанские источники, включая работы Диего де Ланды, второго епископа Юкатана, заявляют о том, что майя использовали Священный сенот как место для жертвоприношений. В него бросали молодых девушек, которых похищали или покупали в других местах.
Современные учёные в некоторой степени согласны с выводами испанских исследователей XVI века. Внутри сенота обнаружены останки людей и животных, а также золотые, из обсидиана, нефрита, янтаря и оникса предметы.
Майя верили, что бог дождя обитает в колодце и к нему нужно обращаться во время засухи. Анализ человеческих останков свидетельствует о том, что в жертву приносили не только девушек, но и людей обоих полов и различного возраста.
В 1967-м у священного сеното обнаружено… чултунПодземный резервуар, созданный человеком для за stockage водных запасов, и соединенная с ним пещера представляют собой интересную находку. Внутри чултуна, помимо воды, обнаружены останки 106 человек: детей и подростков.

Обычные методы исследования костей не могут точно определить пол ребёнка или подростка. Для выяснения деталей жертвоприношений майя международная группа учёных проанализировала ДНК из костей и использовала радиоуглеродное датирование останков. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Геномный анализ проведен для 64 наборов костей. Все – дети и подростки мужского пола, в отличие от жертв из Священного сенота. Среди них две пары однояйцевых близнецов и девять пар близких родственников.
Чтобы сравнить ДНК исследователи провели анализ 68 жителей города Тикскакальтуюб, находящегося неподалёку от руин Чичен-Ицы. Результаты удивили: основные генетические последовательности древних майя и современных в этой местности частично совпадали, хоть у современных появились примеси африканских и европейских геномов.
Кровные связи между жертвами и сходство древних и современных геномов опровергают утверждение де Ланды о том, что людей для ритуалов привозили из других мест. Соотношение изотопов углерода и азота в костях указывает на то, что дети и подростки питались так же, как и остальные жители Чичен-Ицы того времени.
Авторы исследования отметили повышенное потребление белка у некоторых жертв, связывая это с предыдущим грудным вскармливанием детей от трех до шести лет. Радиоуглеродное датирование свидетельствует о том, что детей в чултун бросали в VII-XII веках, то есть во время активного развития Чичен-Ицы. Таким образом, ритуалы майя продолжались и после завоевания тольтеками.
Ученые отметили, что минимум две пары однояйцевых близнецов были принесены в жертву. Такие близнецы составляют лишь 0,4 процента населения, поэтому их количество в одном городе должно быть небольшим. Из 106 жертв чултуна анализ ДНК удалось провести только у 64 человек, возможно, среди остальных были и другие пары близнецов.
Тема близнецов часто встречается в мифологии майя. Эпос «По popol-Вух» строится вокруг этой темы. Главными героями этого эпоса являются близнецы Хун Хунахпу и Вукуб.
Хунахпу шумно играли в мяч, из-за чего разгневали богов подземного мира. ШибальбаЗаключенных привели к братьям, подвергли обычным пыткам и казнили.

На бесплодное дерево повесили голову Хуна Хунахпу. С этого момента дерево пришло в плодоносное состояние. Голова оплодотворила дочь царя Шибальбы, плюнув ей в ладонь. Дочь царя родила близнецов — Хунахпу и Шбаланке, которые совершили много подвигов, прошли через повторяющиеся циклы жертвоприношений и воскрешений, перехитрили богов подземного мира и воскресили отца.
Авторы исследования полагают, что жертвоприношения в подземном водном резервуаре, как и в Священном сеноте, были связаны обращением к богам, ответственным за водоснабжение. К ним относились не только бог дождя, но и боги рек и озер. В периоды особенно жестоких засух в жертву им приносили братьев-близнецов, которых ассоциировали с легендарными Близнецами-героями.