В античном порту у Красного моря археологи нашли храм с ритуалами, неизвестными ни римлянам, ни египтянам.

В American Journal of Archaeology вышла статья с результатами работы археологов из проекта SikaitБарселонского автономного университета (Испания) вели исследования на месте бывшего Береники — греко-римского порта у Аравийской пустыни (Восточный Египет).
Египетский царь Птолемей II Филадельф основал Беренику в первой половине III века до нашей эры, назвав город в честь матери — Береники I. Порт города был важным перевалочным пунктом для торговли между Индией, Шри-Ланкой, Аравией и Верхним Египтом. При Птолемеях через него активно торговали боевыми слонами.

В конце III века до н.э. обитатели вдруг покинули, казалось бы, цветущий порт — учёные. предполагаютИз-за сильной засухи вернулись обратно лишь в I век до нашей эры. После этого порт функционировал, как считали раньше, до середины IV века нашей эры — то есть до того момента, когда Римская империя постепенно теряла могущество и уже не слишком контролировала колонии. Но оказалось, что на Беренику были виды не только у римлян.
Археологи проекта Sikait обнаружили религиозный комплекс, возраст которого от IV до VI веков нашей эры. Западная Римская империя прекратила свое существование в V веке. Этот участок пустыни у Красного моря не представлял интереса и для Византийской империи — у неё были проблемы в других местах. Кто же проводил ритуалы в храме?
В период с IV по VI век нашей эры Беренику контролировали блеммии — кочевой народ из Нубийского региона.
Этнос впервые упоминается в греческих источниках в III веке до нашей эры: в одной из поэм Феокрита и у Эратосфена. К IV веку наша эры кочевники расширяли свои владения, осваивая Аравийскую пустыню.
В обнаруженном религиозном комплексе археологи нашли храм, получивший название «Святилище Сокола». На его стенах есть надписи, которые учёные смогли сравнить с именами известных им правителей блеммиев.
Святилище Сокола первоначально возможно было небольшим храмом египетского типа. После IV века блеммии приспособили его под свои верования. Об этом свидетельствуют находки обычных вотивных даров — стрел и гарпунов, а также кубических статуэток, не имеющих аналогов в истории Египта.

В святилище обнаружили останки 15 соколов (отсюда и название). Большинство птиц были захоронены без голов, но с яйцами. Упоминание сокола указывает на то, что корни верований кочевников из Нубийской пустыни имеют очевидное происхождение — древнеегипетское.
Гор, вторая фигура в египетском пантеоне богов, правил Солнцем и небом. На стенах храмов и пирамид его изображали человеком с головой сокола. Храм Гора в Эдфу — второе по размерам святилище Древнего Египта после Карнакского.
Культом Гора связаны поклонение соколам и захоронения этих птиц в религиозных целях, о чём свидетельствуют находки в долине Нила. Однако впервые пернатых обнаружили похороненными в храме с яйцами. В других местах исследователи находили мумифицированных безголовых соколов, но всегда поодиночке, никогда группой.
Предполагается, что захоронение соколов в храме могло быть связано с поклонением Гору или же культом бога Луны Хонсу. Символы противника Хонсу могли приноситься в жертву. Однако археологи не обнаружили следов подобных ритуалов ни в одном египетском храме ранее.

В Святилище Сокола есть стела у входа. На ней изображён бог, напоминающий египетского Гора, и надпись: в храме нельзя варить голову. Исследователи предполагают, что подобное действие считалось осквернением, поэтому об этом предупреждали.