В храме Сокола существовал запрет на приготовление голов.

В ходе раскопок в позднеримском порту на побережье Красного моря археологи обнаружили храм. Исследования показали, что там проводились обряды, не известные ранее ни римской, ни египетской цивилизации.

В American Journal of Archaeology вышла статья с результатами работы археологов из проекта Sikait Изыскания проводили специалисты из Барселонского автономного университета (Испания) на территории, где ранее располагался Береника — греко-римский порт, расположенный на границе Аравийской пустыни (Восточный Египет).

В первой половине III века до нашей эры египетский правитель Птолемей II Филадельф основал Беренику, дав городу имя в честь своей матери, Береники I. Порт Береники играл ключевую роль как торговый узел, обеспечивая перевалку товаров, поступавших из Индии, Шри-Ланки и Аравии в Верхний Египет. В эпоху правления Птолемеев через этот порт осуществлялась активная торговля боевыми слонами.

Ученые отмечают, что в конце III века до нашей эры жители неожиданно покинули, казалось бы, преуспевающий порт предполагают, засуха стала причиной их отступления. Они вернулись лишь в I век до нашей эры. До этого момента порт продолжал функционировать, как полагали ранее, до середины IV века нашей эры – то есть до периода, когда Римская империя постепенно утрачивала свою мощь и не могла в полной мере контролировать колонии. Однако выяснилось, что интерес к Беренике был не только у римлян.

В рамках проекта Sikait археологи обнаружили религиозный комплекс, относящийся к периоду IV-VI веков нашей эры. Стоит отметить, что Западная Римская империя прекратила своё существование в V веке. Эта территория в пустыне, расположенная у побережья Красного моря, не привлекала особого внимания Византии, поскольку у неё возникали сложности в других регионах. Кто проводил обряды в храме?

По мнению исследователей, в период с IV по VI век нашей эры Береника находилась под контролем блеммиев, кочевого народа, родом из Нубии. Этот этнос впервые был зафиксирован в греческих источниках в III веке до нашей эры: в одном из произведений Феокрита и в трудах Эратосфена. К IV веку нашей эры кочевники начали расширять территорию своего влияния, продвигаясь в Аравийскую пустыню.

В процессе раскопок религиозного комплекса ученые обнаружили храм, получивший наименование Святилище Сокола. На стенах этого сооружения были обнаружены надписи, которые удалось соотнести с именами некоторых известных правителей блеммиев.

Вероятно, изначально Святилище Сокола было небольшим храмом, выполненным в традиционном египетском стиле, который затем, после IV века, блеммии переделали в соответствии со своими религиозными представлениями. Это подтверждается обнаружением обычных вотивных даров, таких как стрелы и гарпуны, а также уникальных кубических статуэток, не имеющих параллелей в египетской истории.

В святилище также были обнаружены останки пятнадцати соколов, что и послужило основой для его названия. Подавляющее большинство птиц было захоронено без голов, однако вместе с ними были помещены яйца. Упоминание сокола указывает на то, что корни верований нубийских кочевников имеют вполне определенное происхождение – древнеегипетское.

Гор, занимающий второе место по важности в египетском пантеоне, владыка Солнца и небес, на изображениях в древнеегипетских храмах и пирамидах предстает в облике человека с головой сокола. Храм Гора в Эдфу является вторым по размеру святилищем Древнего Египта, уступая по величине Карнакскому.

Культ Гора включал в себя почитание соколов и их захоронение в религиозных целях, что подтверждается многочисленными находками в долине Нила. Однако впервые пернатые были обнаружены в храме, причем вместе с яйцами. Ранее исследователи находили мумифицированных безголовых соколов, но всегда поодиночке, никогда целой группой.

Авторы исследования полагают, что захоронение соколов в храме могло быть связано как с почитанием Гора, так и с культом бога Луны Хонсу. Предполагается, что в жертву могли приносить символы, связанные с противником Хонсу. Однако до этого момента археологи не обнаруживали признаков подобных обрядов в каких-либо египетских храмах.

Одной из характерных черт Святилища Сокола является стела, установленная у входа. На ней изображен бог, схожий с египетским Гором, и выгравирована надпись, запрещающая варить голову. Неизвестно, кто мог бы решиться на подобное действие в храме, однако ученые считают, что оно рассматривалось как осквернение, и поэтому посетителей предупреждали о его недопустимости.